8 (812) 986-88-61 ЦРПК

8 (965) 763-64-34 Детский сад

8 (812) 642-44-75 Школа

Текст выступления руководителя учебного центра МШМ Екатерины Яковлевой на форсайт-сессии Фестиваль «Монтессори-весна 2015», Москва.

Текст выступления руководителя учебного центра МШМ Екатерины Яковлевой на форсайт-сессии
Фестиваль «Монтессори-весна 2015», Москва.

яковлеваЗдравствуйте, дорогие коллеги, единомышленники и вглядывающиеся!
Я выступаю здесь от лица Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой. Мы с волнением и трепетом приняли приглашение выступить в качестве спикеров на форсайт-сессии этого фестиваля, подумать о будущем Монтессори-образования в России и поделиться нашим видением с вами.

В начале мы предлагаем обратить наши взоры в светлое будущее. По крайней мере, именно таким мы хотим его видеть в течение ближайших 10 лет.
И через десять лет мы хотим видеть распростертую от Калининграда до Владивостока цепочку  просторных, залитых солнцем школ, в которые дети идут учиться с удовольствием и нетерпением, где кипит сосредоточенная вдумчивая работа, в которую включены и взрослые и дети. Школы, напитанные уважением, любовью и радостью к людям, к труду, к окружающему миру, к жизни.
И тогда мы хотим надеяться, что через двадцать лет такие школы станут типичной Монтессори-школой, а через 30 — обычной  школой в системе российского образования.

Мы видим, что государство через десять лет занимает мудрую позицию по отношению  к участникам образовательного процесса,  которая выражается в основном принципе педагогики Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

Несмотря ни на что, через 10, 20, 30 лет мы видим, что Монтессори-сообщество все также состоит из творческих, живых, мотивированных людей. При этом имеет свою научную базу с лонгитюдными исследованиями; стройную программу и  учебно-методический комплекс для реализации образования от рождения до полноценной профессиональной подготовки, разработанный с учетом нашей отечественной реальности. Это сообщество будет интересно для ученых и практиков из смежных областей науки и сфер народного хозяйства.

Что дает нам основания в настоящем рисовать такую картину будущего? Некоторые тенденции, которые мы замечаем на примере нашей школы и дружественных образовательных  организаций.

1) Настойчивое развитие практической Монтессори-педагогики за рамки дошкольной ступени. Все отчетливее видна тенденция открытия начальных школ Монтессори. И это движение поддерживается с нескольких сторон. Во-первых, это наличие реального опыта в Томске, Петербурге, Владивостоке,  Одинцово и других городах, которые уже занимаются развитием школьной ступени образования, создают прецеденты и формируют базу доверия.
Во-вторых,  родители хотят выбирать Монтессори как продолжение образования своих детей и альтернативу традиционным школам. Они выбирают систему, которая обеспечивает другое отношение к детям, предоставляет другие возможности. Поэтому они активно поддерживают и инициируют руководителей к открытию школ.
И, наконец,  сами руководители и педагоги, накопив опыт и создав крепкую базу дошкольной ступени, заинтересованы в сохранении своих воспитанников и продолжении работы с ними. Это та радость, которую они заслужили. Поскольку результат профессиональной деятельности в образовании часто является отложенным, то продолжение сотрудничества  с такими детьми помогает видеть, что их труд не тщетен.

2) ВУЗы постепенно разворачиваются в сторону Монтессори-педагогики. И хотя это движение еще ограничено в своей свободе и держится скорее на энтузиазме отдельных личностей, тем не менее мы ценим, что 5 психолого-педагогических ВУЗов нашего города регулярно приводят своих студентов в нашу школу для практического знакомства с Монтессори-педагогикой. Мы верим, что одно это уже вносит свой гомеопатический вклад в оздоровление системы образования. Даже если эти студенты впоследствии пойдут работать  в традиционные школы, у них будет представление, что в этом мире возможна другая организация учебного процесса, возможно образование без применения отметок, что уважительное отношение к детям и определенная степень свободы скорее являются союзниками для установления рабочей дисциплины, нежели ее противниками.

форсайтИ особая наша гордость — сотрудничество с Высшей школой экономики, готовящей управленческие кадры в сфере образования по президентской программе. Это мощный ресурс распространения ценностей Монтессори-метода, хочется надеяться, даже шире чем только в сфере образования.

К сожалению, сейчас еще трудно говорить о программах базовой подготовки Монтессори-педагогов в государственных учреждениях высшего образования, поскольку высшая школа сейчас тоже претерпевает перестройку и пока не понятно какие преподаватели могли бы готовить Монтессори-учителей. В идеале мы видим, что это практики, имеющие опыт работы с детьми в этом подходе.

В то же время Монтессори-педагогика наибольшим образом соответствует новым ФГОС,  что может быть сильным мотивом для разработки программ профессиональной подготовки  кадров.

3) В связи с этим важно отметить поддержку от государства, которую мы  ощущаем сильнее всего  как раз в виде нового образовательного стандарта. Пока он реализуется скорее на уровне доктрин и документов, и наша задача вдохнуть в него жизнь. Здесь мы имеем позитивный опыт коллегиального  написания примерной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад по системе М.Монтессори», публикацию ее Издательством «Национальное образование», поддержку ФИРО. Эта программа уже вошла в навигатора дошкольных образовательных программ, соответствующих ФГОС.
И если посмотреть на образовательные Монтессори-организации, как на ребенка, то мы увидим, что каждая организация уникальна, имеет свой собственный потенциал развития и необходимую для этого энергию. Проявляться этот потенциал может только в деятельности. Существуют периоды накопления опыта, претворения его в деятельности, обобщения и анализа. Сейчас мы находимся скорее на этапе обобщения опыта. И это похоже на сенситивный период, когда мы осваиваем язык, понятный чиновникам, для того, чтобы иметь больше свободы в открытой коммуникации и взаимодействии с ними.

И чтобы переходить на стадию анализа, надо инициировать научное осмысление практики, которое пока в дефиците, и выработать внутреннюю систему оценки качества образования.

И я подбираюсь к главному вопросу этой сессии: что делать?!  Какой  вклад готова внести Монтессори-школа Михайловой в реализацию картины будущего?

Во-первых, в настоящее время мы разрабатываем образовательную программу начальной и основной ступени образования по системе Монтессори и готовы наделять ее статусом «Примерная». А это значит, что мы также продолжаем работу над созданием модельных образовательных сред, которые могут быть тиражированы в других организациях и разрабатываем соответствующую программу подготовки Монтессори-педагогов.

DSC07824Во-вторых, мы, как Северо-Западное представительство ММА организуем ежегодную научно-практическую  конференцию «Санкт-Петербургские Монтессори Чтения», которая призвана вовлекать научное сообщество в Монтессори-педагогику для объединения с практиками; сохранять русло «научной педагогики».
В конце октября 2015 года состоятся вторые чтения, черновой вариант  темы направлен на формирование интереса у организаций, реализующих программы высшего образования к Монтессори-педагогике. Я ожидаю, что в течение этих 2-х дней работы фестиваля, мы сможем конкретно сформулировать тему следующих  научно-практических чтений. Я прошу у вас поддержки и помощи в этом.

И мы продолжаем выстраивать цикл образования от рождения до совершеннолетия, вдохновлять родителей на сотрудничество, помогать детям раскрывать свой потенциал, развивать дело Марии Монтессори.

Я очень рассчитываю и верю, что эти два  дня Фестиваля будут плодотворными для всех нас, внесут свой вклад в фундамент взаимного  доверия и сотрудничества, будут способствовать сплочению сообщества, вдохновят моих коллег на воплощение того видения, которое мы здесь создаем.

Благодарю организаторов этого фестиваля и форсайт-сессии, а также сотрудников Монтессори-школы Михайловой за возможность здесь быть и создавать наше будущее.
Благодарю за внимание!

18 апреля 2015 г.