8 (812) 986-88-61 ЦРПК

8 (965) 763-64-34 Детский сад

8 (812) 642-44-75 Школа

БОЛЬШИЕ ИСТОРИИ

Автор: Лера Елецкая, монтессори-педагог 6-9
(Монтессори-школа Михайловой,Санкт-Петербург)
автор и ведущая курса «Большие Истории» для монтессори-педагогов.
Статья опубликована в журнале «Монтессори-клуб» N4, 2015

Обучение ребенка в Монтессори-классе 6-9 не является прямым продолжением его обучения в монтессори-классе 3-6. Это обусловлено тем, что к шести годам большинство сенситивных периодов возраста 3-6 уже закрыты, и ребенок начинает жить другими потребностями. Перед нами человек, который завершил «строительство себя», сформировал умения управлять своими движениями, в достаточной степени развил мелкую моторику, утончил сенсорное восприятие и подготовил свой ум к восприятию математики. Он, как правило, уже умеет читать и писать. И теперь он готов двигаться дальше.

В возрасте шести лет ребенок переходит на новую стадию развития, которую Монтессори называла Космическим планом. Основными характеристиками этого возрастного периода являются:

  • мощное развитие воображения;4
  • особая восприимчивость и интерес к культуре;
  • потребность взаимодействовать с группой;
  • особая чувствительность к вопросам справедливости, морали и нравственности.

На этой стадии ребенок страстно интересуется вопросами происхождения мира, основополагающих законов, причин и следствий. Ничто не может удовлетворить его любопытство, кроме целостной картины всего мира. Ему уже мало «дома», привычной среды, ему нужен весь мир целиком. Он хочет понять, где его место в этом мире.

Монтессори говорила, что это возраст, когда мы должны без устали «сеять зерна интереса», и чем больше, тем лучше. В этот период нет неподходящих тем и наук, время для которых еще не настало. Напротив, чем больше областей знания мы откроем перед ребенком сейчас, тем более точно и тонко он сможет определять свои интересы в последствии, когда «посеянные зерна начнут давать всходы».  Знакомя ребенка с географией, астрономией, биологией, математикой, языком и литературой, мы даем ему возможность искать и выбирать для себя то, что он сможет изучать и рассматривать на протяжении всей своей последующей жизни.

Опираясь на знание о потребностях этого возраста и питая их, мы можем так же донести до ребенка следующие важные идеи, которые являются ключевыми аспектами Космического плана:

  1. У всего в мире есть свое место и своя космическая задача. Таким образом, дети приходят к выводу: «если у всего есть, то и у меня, вероятно, тоже».
  2. Жизнь подчиняется своей задаче, она основывается на ней. Например, растения не спорят с тем, чтобы осуществлять фотосинтез, они просто делают это. Жеребенок не мычит, а остается жеребенком и вырастает лошадью. Так, каждый из нас рожден собой и должен, оставаясь собой, понять свое предназначение.
  3. Жизнь разумна. Все формы жизни имеют свое знание о том, что им делать, как они должны жить.
  4. Любовь – основа развития. Чем более развито существо, тем больше в нем любви.
  5. Благодарность.

И делаем мы это через Большие Истории. Большие Истории (Great Lessons) доступным языком рассказывают детям  о том, как появилась Вселенная, как развивалась наша планета, как зародилась жизнь, как жили древние люди, как они научились писать и придумали математику.

1

Истории позволяют реализовать на практике один из основополагающих принципов школьного Монтессори-образования — продвижение от целого к частному. И это одно из ключевых отличий Монтессори-образования от традиционной формы обучения. В Монтессори-школе мы начинаем с целого – мы предъявляем ребенку Вселенную.

Именно Большие Истории дают ребенку базовое представление о «целом» и о совокупном взаимодействии всех его элементов. Они помогают ребенку получить целостную картину мира, которая в дальнейшем будет детализироваться, уточняться и углубляться.  Они представляют собой основную структуру, на которую в дальнейшем накладываются все остальные знания, приобретаемые ребенком через работу с материалом и собственные исследования. Их главная задача — не заставить ребенка запомнить события и факты, а затронуть его воображение и произвести глубокое эмоциональное впечатление, вдохновить и поразить ребенка, сделать его более чутким и «слышащим сердцем».

Образовательная среда школьного монтессори-класса должна быть выстроена таким образом, чтобы являться продолжением Историй. Это позволяет учителю, дающему презентацию любого материала,  показать ребенку связь между этим материалом и Историей, помогая ему тем самым «положить полученное знание на нужную полку». Таким образом, ребенок научается видеть взаимосвязи между всеми вещами и явлениями, которые окружают его. Так, ребенок открывает, что каждое событие является следствием некоторой причины, что все вещества подчиняются главным природным законам, что все живые существа в мире зависят друг от друга и имеют свои задачи для поддержания гармонии в мире. Математика оказывается связанной с природой, историей и географией, язык и письменность — с творчеством и культурой. Так оказывается, что и сам человек является частью целого, и у него есть собственные задачи, которые должно выполнять.

В Монтессори-школах традиционно рассказывают пять Больших Историй:

  • Возникновение Вселенной
  • Появление Жизни на Земле
  • История Человека
  • История письменности
  • История чисел

Мы рассказываем Большие Истории каждый год, в каждом классе, и дети слышат их по несколько раз на протяжении своего обучения. И каждый раз они открывают в уже знакомых Историях что-то новое и важное для себя. И каждый раз они по-разному проживают эти Истории – через мастерские и погружения, через свободную работу с материалом, через экскурсии, через проекты и исследования.

2Мария Монтессори не оставила текстов Больших Историй. В книге «Развитие человеческого потенциала» описан только сам принцип предъявления ребенку Вселенной и идеи Космического плана. Первые тексты Историй составил после ее смерти Марио Монтессори, сейчас их рассказывают на курсах подготовки монтессори-учителей. В каждой стране учителя  адаптируют Истории в соответствии с культурными и национальными традициями и собственным мировоззрением. Кроме того, современная наука предлагает нам все больше деталей и гипотез, и мы конечно отражаем их в современных версиях Историй.

Чтобы рассказать Историю, которая сможет глубоко затронуть ребенка, учитель должен иметь собственное переживание, связанное с ней. К каждой Истории учитель тщательно готовится, создает или подбирает материалы для демонстрации, ищет новые интересные факты или гипотезы, просматривает научные фильмы, читает книги статьи на соответствующую тему. Поэтому каждая рассказанная История так или иначе отражает, помимо прочего, личность самого учителя, его собственные знания и интересы. При этом,  каждый раз мы обязательно отмечаем, что рассказываемая История – это только одна из возможных версий.

3Важно помнить, что главная задача педагога, сопровождающего ребенка младшего школьного возраста, — разбудить его воображение, поразить его законами Вселенной, тем, как она устроена, как велика и прекрасна. Мы должны вдохновить его, сделать открытым к познанию, способным видеть и замечать. Тем самым мы не только удовлетворяем его интеллектуальный голод, мы питаем его дух. И это  совсем не то же самое, что просто дать набор знаний, адекватный возрасту.