8 (812) 986-88-61 ЦРПК

8 (965) 763-64-34 Детский сад

8 (812) 642-44-75 Школа

О педагогике Монтессори

Философские и психолого-педагогические основы педагогической системы Марии Монтессори

Монтессори-педагоги придерживаются гуманистической концепции в образовании, главным положением которой является защита достоинства личности детей, признание их прав на естественное развитие и свободное проявление способностей.

Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития детей в специально подготовленной среде

Философский аспект системы

Каждый объект и субъект окружающего нас мира исполняет предназначенную ему природой особую функцию. Человек, наделенный сознанием, исследует мир и преобразует его к лучшему. Ребенок, кардинально отличающийся от взрослого тем, что в ранний и дошкольный период обладает особой формой сознания – «впитывающим разумом», строит свою личность, подчиняясь законам природы, через активное взаимодействие с окружающей средой с помощью своих чувств, движения и речи.

Психологический аспект системы

Следуя идеям природосообразности развития детей, М. Монтессори предложила собственную возрастную периодизацию. Особо она выделяет период от рождения до 6 лет — годы проживания ребенком основных сенситивных фаз: период развития чувств, движений, языка; период порядка и интереса к мелким предметам, а так же освоения социального поведения. Период от 3-х до 6 лет называла периодом «строительства самого себя».

Педагогический аспект системы

Педагоги отступают на второй план, поддерживая в детях их инициативу, познавательную и творческую активность во взаимодействии со специально подготовленной средой развития. Задачами педагога являются создание  такой среды, организация свободной работы детей в этой среде и исследование течения их жизни в группе.

Системно-деятельностный подход

Для Монтессори-педагогики характерен такой способ обучения и воспитания, при котором ребёнок получает знания и обретает умения в процессе собственной деятельности.

Упор делается на зону ближайшего развития ребенка, то есть область его потенциальных возможностей.

Деятельность ребенка с учетом зоны его ближайшего развития способствует актуализации способности к  самоконтролю и саморегуляции.


Подготовленная среда
 — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым.

Поэтому окружающая ребёнка среда, оборудование должно соответствовать росту и пропорциям ребёнка соответствующего возраста. Детям необходимо иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья, что способствует развитию моторики и координации движений. Детям всех возрастов должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий и саму деятельность.

Материалы для работы находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

Правила Монтессори-группы – часть социальной среды. Они разрабатываются взрослыми, но их формулировки обязательно обсуждаются с детьми, находится наиболее приемлемый вариант для данной группы. Каждое правило обсуждается в кругу; их можно проиграть в ролях. Например, обсуждая, что означает быть вежливым, проигрываем вежливые формы приветствий, просьбы, прощания, предложения помощи другим и т.п.
Результатом профессиональной работы Монтессори-педагогов считается «нормализация» каждого ребенка

Нормализация —  уникальный процесс, который М. Монтессори открыла в развитии детей. «Нормализованный ребенок» обладает любовью к порядку, любовью к работе, спонтанной концентрацией, принятием реальности, способностью свободного выбора и самоопределения, послушанием, независимостью, инициативой самодисциплиной и жизнерадостностью.

Основным методом работы Монтессори-педагога является метод научного наблюдения спонтанных проявлений детей в условиях их жизни в группе детского сада.

Педагог наблюдает жизнь детей, чтобы понять, что происходит с ребенком, увидеть изменения в его развитии с течением времени, определить его потребности, интересы и умения, внести изменения в среду группы, определить моменты, вызывающие сложность и найти способы, позволяющие наилучшим образом решить проблемные ситуации