8 (812) 986-88-61 ЦРПК

8 (965) 763-64-34 Детский сад

8 (812) 642-44-75 Школа

Психологические исследования в Монтессори-школе Михайловой

Автор: Брагина Ирина, кандидат психологических наук, психолог МШМ 

В Монтессори-школе Михайловой с 2018 года проводится комплексная психологическая диагностика учащихся, начиная со старших дошкольников и заканчивая старшеклассниками. Необходимость в подобной диагностике обусловлена несколькими причинами: 

  • потребность во внешнем инструменте, позволяющем сравнивать процесс и результаты развития учащихся МШМ с результатами учащихся других образовательных систем; 
  • необходимость психологизации педагогического процесса, в сопоставлении выработанной в МШМ педагогической системы мониторинга со стандартизированной психологической оценкой; 
  • потребность в индивидуализации образовательного маршрута каждого ребенка; 
  • накопление собственной научно-психологической базы данных, выявление достоинств и зон роста педагогической системы МШМ. 

В качестве инструментария был выбран психодиагностический комплекс Л.А. Ясюковой. Его преимуществами для Школы являются:  

  • тщательная методическая разработанность,  
  • надежность и валидность методик, полученные в ходе многолетних исследований, 
  • наличие норм, позволяющих соотносить полученные результаты с уровнем развития психической функции, 
  • возможность сделать прогноз успешности обучения по основным областям знания, 
  • сквозные показатели, позволяющие прослеживать динамику их развития в процессе обучения от дошкольного до старшего школьного возраста. 

Психодиагностический комплекс позволяет выявить уровень развития высших психических функций и личностных качеств, которые обеспечивают способность к обучению. Это универсальные психологические характеристики, не привязанные к предметным знаниям. Анализ сочетания психологических характеристик дает возможность сделать аргументированный прогноз успешности учащегося в освоении пяти основных областей знания: 

  • математика 
  • лингвистика 
  • естественные науки 
  • гуманитарные науки 
  • техника. 

Опишем исследуемые психологические характеристики. Среди них есть сквозные, которые выявляются у учащихся всех ступеней, и специфичные для определенного возраста. 

К сквозным психологическим характеристикам относятся:  

  1. Навык чтения. Под навыком чтения имеется в виду осмысленность процесса чтения, способность к пониманию прочитанного, когда единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности.  
  2. Понятийное интуитивное мышление – это умение выделять объективно основное, существенное, главное в той информации, с которой приходится иметь дело. 
  3. Понятийное логическое мышление – это умение выделять объективные закономерности, связи между явлениями окружающего мира; оно позволяет видеть внутреннюю логику в последовательности событий, происходящих изменениях, вычленять алгоритмы деятельности. 
  4. Понятийная категоризация – умение систематизировать информацию, определять родо-видовую принадлежность объекта. 
  5. Абстрактное мышление — это умение оперировать отношениями, зависимостями, безотносительно к качественному содержанию информации, совершать различные логические преобразования самих операций. Расширяет возможности освоения любых наук и сфер деятельности, в решении жизненных задач.   
  6. Визуальное мышление – это умение «читать» графически представленную информацию, необходимое для понимания таблиц, графиков, диаграмм, блок-схем. 
  7. Скорость переработки информации  темп деятельности, при котором ребенок показывает оптимальный результат. 
  8. Внимательность – точность выполнения задания. 
  9. Личностные особенности, такие как самоотношение, самооценка, характер взаимоотношения с окружающими. 
  10. Энергия, или энергетический баланс организма: способность к энергозатратам или установка на сбережение энергии. 
  11. Эмоциональный фон – преобладающее настроение ребенка. 

Помимо основных характеристик в каждой возрастной группе исследуются дополнительные показатели. 

У старших дошкольников и учащихся 1-2 классов помимо вышеперечисленных параметров исследуются уровень речевого развития, речевого и образного мышления, кратковременной речевой и зрительной памяти, особенности зрительно-моторной координации, уровень тревожности. 

Для психологической характеристики учеников 3-9 классов важными становятся такие интеллектуальные показатели, как: самостоятельность мышления, дивергентное мышление, осведомленность (эрудированность), пространственное мышление, образный синтез, оперативная логическая память, математические навыки. Среди личностных особенностей исследуются важные для учебного процесса качества: организованность, исполнительность, самокритичность, активность, самостоятельность, общительность, эмоциональность, тревожность. 

Для учеников 9 класса проводится дополнительный комплекс методик, направленный на прогноз профессионального самоопределения. 

Особенности применения психодиагностического комплекса в МШМ. 

Психодиагностический комплекс выполняется учениками с согласия родителей во время учебной деятельности. Опыт его проведения в МШМ показывает, что дети легко организуются и с интересом выполняют предложенные задания, несмотря на то, что выполнение комплекса занимает несколько уроков. Дополнительной мотивацией к их вовлеченности является возможность предоставления индивидуальной обратной связи по итогам исследования. Такой возможностью пользуется больше половины детей. 

Результаты исследования обсуждаются с педагогами ступеней, на общих методических объединениях педагогов, а также предъявляются родителям на родительских собраниях и, при необходимости, на индивидуальных консультациях. 

Получая более целостное представление о ребенке как субъекте учебной деятельности, мы можем: 

  1. Проанализировать образовательные стратегии ученика 
  1. Спрогнозировать успешность его обучения по основным областям знания 
  1. В совместном взаимодействии ученика, педагогов, родителей простроить индивидуальный образовательный маршрут учащегося. 

 При написании статьи использованы следующие источники: 

  1. Mетодика Л.А. Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. 
  2. Методика Л.А. Ясюковой (часть 2). Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. 
  3. Методика Л.А. Ясюковой (часть 3). Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников 

 

© Брагина Ирина Вячеславовна. При использовании обязательны ссылка на источник и соблюдение правил цитирования.