8 (812) 986-88-61 ЦРПК

8 (965) 763-64-34 Детский сад

8 (812) 642-44-75 Школа

Рисование как лекарство

 

Автор: Анна Москвичева, педагог ИЗО
ЧОУ «Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой»
Художественное творчество – особый вид деятельности, требующий от ребенка психической и физической работы. Именно поэтому я призываю и педагогов, и родителей уважать своего рисующего малыша и уважительно относиться к любым, даже самым “не похожим” и “некрасивым” шедеврам!

Задумайтесь, чем ценен для нас рисунок или живописное произведение? Почему так  привлекательны для нас работы великих мастеров? Взять, к примеру, натюрморт с фруктами, что в нем особенного? Что заставляет нас отправляться в музей, вместо того, чтобы просто расположить у себя на столе лимон и пару кувшинов и любоваться ими? Дело в том, что рисунок содержит не только информацию об объекте реальности – он содержит еще и эмоции художника в закодированном виде, отношение художника к изображаемому объекту. Мы воспринимаем это изображение, перекодируем его, оно вступает в контакт с нашими эмоциями и мы откликаемся — чувствуем, сопереживаем…. В рисунке детей не так четко переданы объекты, зато эмоции – брызжут через край!

1

Я уверена,  что рисование – это один из способов осознать внутренние процессы, происходящие с личностью. Другими словами, рисование  — еще один путь к осознанности.

Рисуя, ребенок включает в работу правое творческое полушарие и, таким образом подключается к бессознательным глубинным процессам в своей душе, находящимся вне рациональной, логической сферы. Именно осознанность, глубокое удовлетворение и радость являются результатом такой деятельности.

2

Приступая к творчеству, человек заглядывает вглубь себя и встречается с наиболее актуальным на данный момент переживанием. Он постепенно переносит это переживание на лист бумаги, непрерывно сверяясь со своим внутренним состоянием – похоже, или не похоже, так или не так… Через кончик карандаша или кисти на бумагу перетекает информация, обычно закрытая для нашего сознания. Таким образом, рисунок представляет собой перекодированное сообщение из глубин подсознания и отпечаток эмоций. Глядя на свое произведение, ребенок ведет диалог с самим собой, отрабатывая, осознавая и корректируя волнующие его темы.

Вопрос о передаче эмоций через цвет и линию был освещен Львом Веккером, ученым-психологом в его работе “Психика и реальность. Единая теория психических процессов”.

Универсальность этого языка доступна и понятна практически каждому, в чем не трудно убедиться.  Взгляните на рисунки детей на тему “Музыка”. Глядя на эти работы, что вы можете сказать о характере музыки, которую они рисовала? Громкая она была или тихая, быстрая и ритмичная или спокойная и плавная? Уверена, вы догадались без труда…

3

Дети рисовали “Кармен-сюиту” Родиона Щедрина.

Этот процесс создает ситуацию психокоррекции, когда психолог стремиться помочь клиенту осознать тревожащее его событие, “вытащить его наружу”, чтобы человек посмотрел на свою проблему со стороны и, таким образом, получил бы ресурс для движения вперед.

Порою нужно только создать условия для глубокой личностной работы. К этим условиям я отношу тишину, поддерживающую доброжелательную обстановку принятия и творческую атмосферу.

Рисование – легкий и доступный способ для достижения такого результата. Не все поют, немногие играют на музыкальном инструменте или танцуют, в то время как рисование доступно каждому. Несмотря на внешнюю простоту, этот процесс затратен энергетически. Рисуя с полной отдачей, ребенок испытывает эмоциональное напряжение, он концентрирует внимание, он контролирует движения руки – это работа.

Для того, чтобы рисунок состоялся, ребенок должен войти в контакт со своим творческим началом, испытать вдохновение, получить впечатление. Представьте, что сейчас вам дадут лист бумаги и скажут:   ” Рисуйте!” Наверняка вы испытаете замешательство.  Вот и с детьми происходит то же самое… Нужен толчок, запускающий процесс творчества, вдохновение, сильная эмоция, яркое впечатление и благоприятная окружающая обстановка.

Часто ребенок сам прорабатывает свою проблему, а задача психолога лишь быть рядом и поддержать его. Был у меня случай с мальчиком 9 лет. Я предложила ему просто порисовать под музыку. Звучала Кармен-сюита Родиона Щедрина, которая сама по себе не могла нести те образы, которые всколыхнулись в душе ребенка. Но, погрузившись в процесс слушания музыки, мальчик позволил своему контролирующему разуму уйти на второй план, и активизировалось его подсознание. А в подсознании хранится много такого, что наш разум не готов выпускать наружу. Как только наше логичное левое полушарие задремало, правое, творческое заработало активно, и на поверхность всплыла глубоко спрятанная, не пережитая травма. И ребенок нарисовал… гроб.

4

Оказывается, год назад мальчик присутствовал на похоронах бабушки, и это событие глубоко поразило его. Отреагировав в рисунке свое травмирующее переживание, мальчик переосмыслил произошедшее. Следующий его рисунок назвался “Закат”. В нем нашла отражение та же тема смерти, но её восприятие изменилось. Поменялись цвет и общее настроение рисунка, при очевидной общности композиции и близкой смысловой нагрузке. Оба рисунка содержат в нижней части некую неровную поверхность, занимающую четвертую часть листа. В первом случае, это земля, во втором – море. На обоих рисунках мы видим активно закрашенное небо, но в первом случае оно — черное, а в другом – синее. И, наконец, центральный объект (гроб — на первом рисунке  и солнце – на втором), который частично погружен в землю или в море. Смерть, умирание приобрели значение некой закономерной природной цикличности, преобразились и переосмыслились ребенком. Два изображения на тему ухода и угасания, но какие они разные… Нужно отметить, что терапевтический эффект был достигнут при минимальном вмешательстве психолога. Ребенок сам помог себе!

Дорогие взрослые, поддерживайте творческие порывы своих детей, беседуйте с ними об их рисунках, не будьте равнодушны. Не важно как нарисована работа, важно, что она несет в себе, что она значит для ребенка. И ни в коем случае не критикуйте их рисунки. Тогда ребенок начнет вам доверять, раскрывать вам свою душу, и к подростковому возрасту вы придете в согласии и благополучии.

Вы удивитесь, сколько нового вы узнаете о своем ребенке, сколько счастливых минут проведете вместе!

Счастья вам и здоровья!