Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Школа
от 6,5 лет до выпуска
Лесная

Ступени МшМ

Цикл обучения поделен на ступени: три трехлетних цикла и экстернат.
Дети-исследователи
Согласно возрастной периодизации Марии Монтессори дети 6−9 лет — это дети-исследователи, активно познающие окружающий мир.

В этом возрасте у детей появляется абстрактное мышление, что позволяет им переходить от сенсорных материалов, с которыми они работали в дошкольной ступени, к работе с абстрактными понятиями — например, считать в уме, а не с помощью счетного материала. Развитие воображения помогает им «путешествовать» во времени и пространстве — представлять себе время и места, в которых они никогда не были. Поэтому в этом возрасте
дети с интересом изучают естественные науки — географию и историю.

В этом возрасте дети уже могут самостоятельно планировать свою деятельность — сначала на небольшие отрезки времени, на день-два, а затем и на более продолжительные. После 6 лет ребёнок активно постигает культуру, его очень интересуют правила в обществе, понятие справедливости. Дети начинают выстраивать социальные связи, возникает дружба.

Все эти возрастные особенности учтены в учебной программе первой ступени.
Как проходит день
8:00 – 8:20
8:00 – 8:20
Утро
В начале дня дети могут свободно заниматься на спортивном комплексе Реутского под присмотром педагога — чтобы проснуться и задать настроение на утро. В это же время завтрак.
8:20 – 11:20
8:20 – 11:20
Свободная работа
Это самостоятельная работа ребёнка в специально подготовленной среде с материалами.
11:20 – 12:50
11:20 – 12:50
Обед и прогулка
12:50 – 13:35
12:50 – 13:35
Групповые занятия
Иностранный язык, музыка, коммуникативные игры.
13:40 – 14:25
13:40 – 14:25
Групповые занятия / Проектный час
Хор, общее собрание ступени, театральный проект, физкультура. В конце дня — общий круг. Он может быть в виде игры, обсуждения общих дел, общий рефлексивный вопрос, читаются сочинения.
Как проходит день
8:20 – 8:40
8:20 – 8:40
Завтрак
8:40 – 11:50
8:40 – 11:50
Общий круг и свободная работа
12:10 – 12:55
12:10 – 12:55
Работа в группах: иностранные языки, литература, музыка, физкультура, мастерская письма
12:55 – 14:20
12:55 – 14:20
Прогулка и обед
14:30 – 15:15
14:30 – 15:15
Работа в группах. По вторникам – общее собрание ступени
15.20-16.05
15.20-16.05
Творческие занятия: мастерские, театральная студия, музыкальная студия

Особенности учебного процесса

  • Классы
    Первая ступень разделена на два симметричных разновозрастных класса – Лори и Колибри.
  • Дежурства
    В ступени есть дежурства, у каждого ребенка есть территория, за порядок в которой он отвечает.
  • Маршрут
    Обучение каждого ребенка в 1 ступени начинается с минитестирования. Дальше он идёт по своему индивидуальному маршруту, стартуя с того объёма знаний, с которым пришёл.
  • Педагоги
    Каждый класс ведёт 1 педагог и 1 ассистент, которые постоянно находятся рядом с детьми. Помимо основных педагогов есть педагоги-предметники: английский, музыка и другие. Они приходят в класс по своему расписанию.

Как проходят занятия

  • Круг
    Свободная работа начинается с общего круга на неучебную тему: это может быть обсуждение событий, ритмические игры, а потом минута тишины, настройка на работу.
  • Навигатор
    У каждого ученика есть Навигатор, в котором указаны все учебные темы на три года (полное соответствие ГОСТу). В этом Навигаторе каждый ученик ежедневно планирует свою работу и отмечает сделанное.
  • Новые темы
    Презентации новых материалов (тем) по предметам проходят в малых группах до 5 человек, которых приглашает педагог. Но ребенок может присоединиться и по своему желанию. После презентации есть небольшое задание, над которым ребенок работает уже самостоятельно.
  • Саморегуляция
    и рефлексия
    Ребёнок занимается столько, сколько хочет, сколько нравится и сколько считает нужным сам. По завершении свободной работы ученик отмечает в Навигаторе, что удалось сегодня сделать. Сдаёт рабочие тетради на проверку и беседует устно с педагогом — проводит рефлексию по проделанной работе.

Отличия от первой ступени

1
Короткие презентации
5−7 минут в малых группах. Презентации есть плановые, и есть
по запросу ребенка.
2
Ребёнок всё планирует сам. План на неделю, а не на день.
3
Ребёнок сам решает на сколько глубоко нужно осваивать предмет.
Если неинтересно —
может оставаться на базовом уровне.
4
Есть договорённость /правило, что в течение дня каждый учащийся берёт разные предметные области.

5
Отдельный фокус на рефлексию — осознание того, что и как сделал сам, сколько времени уходит на работу.
6
Другая культура общения. Субъект-субъектная культура.

7
В лаборатории, в процессе своей исследовательской деятельности дети отвечают на вопрос «почему», а не «что», как в 1 ступени. Как проверить или опровергнуть тезис.
Что выделилось в результате опыта? Где это можно встретить в жизни?
8
Ребёнок сам решает, когда отдавать свои работы на проверку учителю.

Как проходит обучение

  • Планирование дня
    Начинается день с планирования в дневнике. Для тех, кто еще не умеет читать-писать, планирование ведется с помощью маркировки цветом. Это помогает детям ориентироваться в предметах. У 3-го класса есть навигатор для планирования своей работы — это подготовка к будущей работе во второй ступени.
  • Новые темы
    Презентации новых материалов (тем) по предметам проходят в малых группах по 3-4-5 человек, которых приглашает педагог. Но ребенок может присоединиться и по своему желанию. После презентации есть небольшое задание, над которым ребенок работает уже самостоятельно.
  • Круги
    В процессе работы могут стихийно проходить быстрые круги — ситуативное обсуждение всего класса на 5 минут, время засекается хронометром.
  • Рефлексия
    В конце работы – рефлексия каждого ребенка индивидуально с педагогом: что получилось, что не получилось, что перенесём на другой день.

О среде

Вся учебная среда состоит
из предметных зон:

  • Русский язык
  • Математика
  • Окружающий мир
    (ботаника, география, зоология, история)
  • Литература
  • Иностранный язык
Наполнение учебной среды первой ступени максимально близко к тому, что разрабатывала в своё время Мария Монтессори.

Там представлены как классические материалы, так и созданные педагогами специально по запросу данной группы детей.

Все материалы отвечают
трем основным требованиям:

  • самопроверка,
  • эстетичность,
  • понятность.
В первой ступени мы используем подход к обучению, в котором всё максимально идёт через руки. Упражнения на материале, разные способы работы с ним – всё сенсорное. Больше объёмных предметов, меньше карточек. Помимо учебных классов есть мастерские: ремесленная, рукодельная и ИЗО, и прекрасно оборудованная лаборатория.

О среде

Вся учебная среда поделена
на предметные зоны:

  • Русский язык
  • Математика
  • Окружающий мир – метапредметная среда по ботанике, географии, зоологии.
  • История
  • Литература
  • Иностранный язык
Среди материалов меньше становится сенсорных, больше – распечаток, карточек. Поскольку
ребёнок дорастает до абстрактного мышления.

Для постепенной подготовки к ФХТ (физика-химия-техника) есть лаборатория.
Помимо учебных классов есть мастерские: ремесленная, рукодельная, ИЗО и информатика.