8 (812) 986-88-61 ЦРПК

8 (965) 763-64-34 Детский сад

8 (812) 642-44-75 Школа

Тебе понравилось?

Автор: Анна Морозова, Монтессори-педагог группы «Горошинки»
Всем родителям посвящается. Крик души или не могу не поделиться! Каждый год начинается с этого вопроса: «Тебе понравилось?»
Часто слышу в коридоре, как родители задают детям этот вопрос после занятий: «Тебе понравилось?» – и следом – «Придешь завтра?» Я все время думаю – что при этом чувствует ребенок?! Я замираю и жду, что же будет.
Как он может на это ответить (особенно в 3-4 года) и что изменит его ответ? Чаще всего дети говорят «Да», но я заметила, что не все взрослые даже дожидаются ответа, то есть это такой вопрос-паразит, задаваемый взрослыми на автомате, так же как часто говорим: «Привет, как дела?» — «Хорошо». Все. Диалог окончен.
Я считаю это вопрос не очень корректным или даже не честным по отношению к ребенку.
Ведь раз вы его привели в этот детский сад, к этому педагогу – значит, вы приняли решение, и ответственность за принятие этого решения лежит на взрослом. Очень важно доверие родителей – методу, педагогу, саду… Дети считывают это отношение доверия и тогда сами чувствуют себя в безопасности, спокойно в этом пространстве, «одобренном» значимым для них взрослым.
Когда взрослый задает ребенку вопрос: «Придешь ли завтра?» — в голове ребенка это звучит как: «а что можно не приходить»? Тем самым вы же сами расшатываете все ваши планы и договоренности и сеете смуту.
Что же делать? И что говорить тогда?
Просто порадоваться, что вы снова встретились! И если вас действительно интересует, как же ребенок провел это время в группе без вас и что ему понравилось, задавайте открытые вопросы, на которые ребенок сможет ответить. Если ребенок вообще еще не говорит или только начинает говорить — лучше наблюдайте!
Важно! Если вы хотите, чтобы ребенок вам рассказывал о своем дне, начните рассказывать о своем, ведь дети берут пример со взрослых! Каждый день спрашивайте разное, чтобы вопросы не стали дежурными фразами. Это может стать вашим семейным ритуалом, в какое-то определенное время (после ужина или пред сном), когда вся семья в сборе, можно поделиться друг с другом, что вас сегодня огорчило или порадовало, называйте свои чувства. Начните делать сами и дети подключаться. Слушайте друг друга и говорите по очереди.
Проверено, работает!
Далее я хочу привести рекомендации коллег, которые нашла на площадке Монтессори Дети.

Монтессори-родители хорошо понимают, что выяснить у ребёнка, как прошел его день, задача не из легких. Как прошёл день? Невероятно бессмысленный вопрос, он призывает оценить целый день одним или двумя словами (хорошо, плохо, интересно). Что вы сегодня делали? Тоже не поможет вам много узнать. Даже если утром ребёнок был счастлив и занимался интересной работой, вечером он вполне может сказать, что ничего не делал весь день. И со стороны может даже показаться, что он бездельничает на занятиях (а это, конечно, далеко от истины).

Вместо них задавайте открытые вопросы, которые помогут ребёнку поразмыслить и выяснить взаимосвязь событий. Отвечая на подобные вопросы, ребёнок научится обдумывать свои поступки, искать новые творческие решения проблем и укрепит уверенность в своих силах.
Вопросы ниже призваны помочь сосредоточиться на воспоминаниях определённого события или конкретной информации, они должны разговорить ребёнка. Если беседа не завязалась, задайте уточняющие вопросы (Например? Почему? Расскажи ещё!).
Некоторые из вопросов призывают ребёнка думать на один шаг вперед, оценивать ситуацию и развивают способность к сопереживанию. Маленькие дети мыслят не так, как взрослые, они ещё только совершенствуют свои интеллектуальные способности, так что их ответы могут быть нелогичными!
Примечание: ребёнку может понадобиться больше времени для ответа, чем вы предполагаете, поскольку эти вопросы требуют более сложного мышления. Обязательно подождите хотя бы 30 секунд, прежде чем повторять вопрос.
Не спрашивайте у ребёнка, как прошёл его день. Вместо этого лучше задайте один из этих вопросов:
Вопросы для дошкольников (возраст 3–5 лет):
  • Что было самым лучшим из того, что сегодня с тобой случилось?
  • Что было сегодня для тебя сложным?
  • Случилось ли что-то забавное( или веселое) сегодня?
  • Что нового ты сегодня попробовал?
  • Как ты помог другу сегодня?.. Как ты думаешь, что он почувствовал после того, как ты ему помог?
  • Как ты помогал по классу сегодня?.. Как ты думаешь, что было бы, если бы никто не помогал заботиться о классе?
  • Вы читали сегодня книгу? О чём она была?
  • Что ты чувствуешь прямо сейчас?.. А ещё что?..
  • Тебе нужна была помощь сегодня? Как ты с этим справился?
  • Что вам давали на полдник и обед? Было что-нибудь особенно вкусное?