Психологические исследования в Монтессори-школе Михайловой
В Монтессори-школе Михайловой с 2018 года проводится комплексная психологическая диагностика учащихся, начиная со старших дошкольников и заканчивая старшеклассниками.
Необходимость в подобной диагностике обусловлена несколькими причинами:
потребность во внешнем инструменте, позволяющем сравнивать процесс и результаты развития учащихся МшМ с результатами учащихся других образовательных систем;
необходимость психологизации педагогического процесса, в сопоставлении выработанной в МшМ педагогической системы мониторинга со стандартизированной психологической оценкой;
потребность в индивидуализации образовательного маршрута каждого ребенка;
накопление собственной научно-психологической базы данных, выявление достоинств и зон роста педагогической системы МшМ.
В качестве инструментария был выбран психодиагностический комплекс Л. А. Ясюковой. Его преимуществами для Школы являются:
тщательная методическая разработанность,
надежность и валидность методик, полученные в ходе многолетних исследований,
наличие норм, позволяющих соотносить полученные результаты с уровнем развития психической функции,
возможность сделать прогноз успешности обучения по основным областям знания,
сквозные показатели, позволяющие прослеживать динамику их развития в процессе обучения от дошкольного до старшего школьного возраста.
Психодиагностический комплекс позволяет выявить уровень развития высших психических функций и личностных качеств, которые обеспечивают способность к обучению. Это универсальные психологические характеристики, не привязанные к предметным знаниям.
Анализ сочетания психологических характеристик дает возможность сделать аргументированный прогноз успешности учащегося в освоении пяти основных областей знания:
математика
лингвистика
естественные науки
гуманитарные науки
техника.
Опишем исследуемые психологические характеристики. Среди них есть сквозные, которые выявляются у учащихся всех ступеней, и специфичные для определенного возраста.
К сквозным психологическим характеристикам относятся:
Навык чтения. Под навыком чтения имеется в виду осмысленность процесса чтения, способность к пониманию прочитанного, когда единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности.
Понятийное интуитивное мышление — это умение выделять объективно основное, существенное, главное в той информации, с которой приходится иметь дело.
Понятийное логическое мышление — это умение выделять объективные закономерности, связи между явлениями окружающего мира; оно позволяет видеть внутреннюю логику в последовательности событий, происходящих изменениях, вычленять алгоритмы деятельности.
Абстрактное мышление — это умение оперировать отношениями, зависимостями, безотносительно к качественному содержанию информации, совершать различные логические преобразования самих операций. Расширяет возможности освоения любых наук и сфер деятельности, в решении жизненных задач.
Визуальное мышление — это умение «читать» графически представленную информацию, необходимое для понимания таблиц, графиков, диаграмм, блок-схем.
Скорость переработки информации — темп деятельности, при котором ребенок показывает оптимальный результат.
Внимательность — точность выполнения задания.
Личностные особенности, такие как самоотношение, самооценка, характер взаимоотношения с окружающими.
Энергия, или энергетический баланс организма: способность к энергозатратам или установка на сбережение энергии.
Эмоциональный фон — преобладающее настроение ребенка.
Помимо основных характеристик в каждой возрастной группе исследуются дополнительные показатели. У старших дошкольников и учащихся 1−2 классов помимо вышеперечисленных параметров исследуются уровень речевого развития, речевого и образного мышления, кратковременной речевой и зрительной памяти, особенности зрительно-моторной координации, уровень тревожности.
Для психологической характеристики учеников 3−9 классов важными становятся такие интеллектуальные показатели, как: самостоятельность мышления, дивергентное мышление, осведомленность (эрудированность), пространственное мышление, образный синтез, оперативная логическая память, математические навыки. Среди личностных особенностей исследуются важные для учебного процесса качества: организованность, исполнительность, самокритичность, активность, самостоятельность, общительность, эмоциональность, тревожность.
Для учеников 9 класса проводится дополнительный комплекс методик, направленный на прогноз профессионального самоопределения.
Особенности применения психодиагностического комплекса в МШМ. Психодиагностический комплекс выполняется учениками с согласия родителей во время учебной деятельности. Опыт его проведения в МШМ показывает, что дети легко организуются и с интересом выполняют предложенные задания, несмотря на то, что выполнение комплекса занимает несколько уроков. Дополнительной мотивацией к их вовлеченности является возможность предоставления индивидуальной обратной связи по итогам исследования. Такой возможностью пользуется больше половины детей. Результаты исследования обсуждаются с педагогами ступеней, на общих методических объединениях педагогов, а также предъявляются родителям на родительских собраниях и, при необходимости, на индивидуальных консультациях.
Получая более целостное представление о ребенке как субъекте учебной деятельности, мы можем: