Разговор с родителями о результатах школьного образования (II ступень)
В 2017—2018 учебном году в школьной ступени МШМ произошли организационные изменения. Самое главное — мы вернулись к трёхлетнему делению детей по ступеням: I ступень — 1−3 годы обучения, II ступень — 4−6 годы обучения, III ступень — 7−9 годы. Это повлекло за собой изменения образовательных сред, изменения в детских коллективах и педагогических командах. Получилось так, что четвероклассники, бывшие раньше старшими в своей ступени, где они учились вместе с 3 классом, теперь стали младшими, и учатся с 5−6 классами. Плюсов масса, но столько и непривычного! Прежде всего, изменилась среда, материалы и способы работы с ними. Дети первый месяц привыкали, некоторым было очень сложно. Возникли напряжения среди родителей, мы постарались их понять и отреагировали. На специальном собрании мы ещё раз рассказали, что делаем, как и почему.
Собирались потому, что, как это бывает, неожиданно оказалось, что сразу несколько наших учеников намерены уйти — кто после 4 класса, а кто-то и в середине года. Для нас это повод выяснить — что не так?
Если мы что-то не так делаем, или не сделали, то хотим узнать и сделать. А может, есть взаимное недопонимание, и тогда надо его устранить. Словом, нужная встреча.
На месте выяснилось, что обстоятельства у всех разные: у кого-то новые цели появились, у кого-то финансовая ситуация, а кого-то волнуют результаты обучения.
Эта последняя тема — про результаты обучения — оказалась центральной. Этой же теме была посвящена осенняя Монтессори-конференция. Оказывается, под результатами мы все понимаем разное.
Как воспитанники советской классно-урочной системы, мы привыкли оценивать учебный результат, и оценивать определённым образом. И многие родители считают именно учебные достижения главным результатом и целью среднего образования.
В монтессори-сообществе и в нашей школе признают учебные результаты. Но не ставят их во главу угла, и оценивают иначе. Даже ФГОС — Федеральный государственный стандарт образования — не считает учебные результаты главными и единственными!
Что же для нас главное? Что стоит в центре внимания? Над чем мы работаем?
Нам важна свобода выбора, которую имеет ребёнок, занимающийся в специально подготовленной среде. Нам важен интерес ребёнка, и мы всеми силами боремся за то, чтобы он был, чтобы он не угасал.
Развитие внимания, доброжелательности, умения сосредоточенно работать, делать выбор, сотрудничать для нас важны не менее успехов в математике и языке. И даже важнее.
Потому что эти умения нужны каждый день нашей жизни, в отличие от знаний предметных. И именно они помогут детям учиться с большим интересом и эффективностью.
И здесь нам без помощи семьи — никак. Основы-то закладываются в семье. Ценно ли для вас это так же, как и для нас?
Главное, что мы услышали: «Некоторым детям по-прежнему трудно адаптироваться к изменениям».
Это верно. Изменения серьёзные. Новые материалы, новая обстановка, новый коллектив сверстников и вдобавок новые учителя. Всё по-другому! Понимаем. Работаем над этим. Учимся и учим адаптироваться. Это наша общая ситуация.
Среду нашу можно и нужно совершенствовать, и тут мы с большим вниманием прислушиваемся ко всем заинтересованным голосам.
Из орг-моментов: приняли решение больше внимания уделить планированию и обзавестись-таки дневниками для записей планов и дел. Не как в школе, а так, чтобы работало, и чтобы не в тягость. Рецепта такой работы у нас пока нет, будем нащупывать лучший вариант.