ЧОУ «СПб МшМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Принимаю
Close
Блог

Психологические исследования в Монтессори-школе Михайловой

В Монтессори-школе Михайловой с 2018 года проводится комплексная психологическая диагностика учащихся, начиная со старших дошкольников и заканчивая старшеклассниками.


Необходимость в подобной диагностике обусловлена несколькими причинами:
  • потребность во внешнем инструменте, позволяющем сравнивать процесс и результаты развития учащихся МшМ с результатами учащихся других образовательных систем;
  • необходимость психологизации педагогического процесса, в сопоставлении выработанной в МшМ педагогической системы мониторинга со стандартизированной психологической оценкой;
  • потребность в индивидуализации образовательного маршрута каждого ребенка;
  • накопление собственной научно-психологической базы данных, выявление достоинств и зон роста педагогической системы МшМ.

В качестве инструментария был выбран психодиагностический комплекс Л. А. Ясюковой. Его преимуществами для Школы являются:
  • тщательная методическая разработанность,
  • надежность и валидность методик, полученные в ходе многолетних исследований,
  • наличие норм, позволяющих соотносить полученные результаты с уровнем развития психической функции,
  • возможность сделать прогноз успешности обучения по основным областям знания,
  • сквозные показатели, позволяющие прослеживать динамику их развития в процессе обучения от дошкольного до старшего школьного возраста.

Психодиагностический комплекс позволяет выявить уровень развития высших психических функций и личностных качеств, которые обеспечивают способность к обучению. Это универсальные психологические характеристики, не привязанные к предметным знаниям.

Анализ сочетания психологических характеристик дает возможность сделать аргументированный прогноз успешности учащегося в освоении пяти основных областей знания:
  • математика
  • лингвистика
  • естественные науки
  • гуманитарные науки
  • техника.

Опишем исследуемые психологические характеристики. Среди них есть сквозные, которые выявляются у учащихся всех ступеней, и специфичные для определенного возраста.

К сквозным психологическим характеристикам относятся:
  1. Навык чтения. Под навыком чтения имеется в виду осмысленность процесса чтения, способность к пониманию прочитанного, когда единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности.
  2. Понятийное интуитивное мышление — это умение выделять объективно основное, существенное, главное в той информации, с которой приходится иметь дело.
  3. Понятийное логическое мышление — это умение выделять объективные закономерности, связи между явлениями окружающего мира; оно позволяет видеть внутреннюю логику в последовательности событий, происходящих изменениях, вычленять алгоритмы деятельности.
  4. Понятийная категоризация — умение систематизировать информацию, определять родо-видовую принадлежность объекта.
  5. Абстрактное мышление — это умение оперировать отношениями, зависимостями, безотносительно к качественному содержанию информации, совершать различные логические преобразования самих операций. Расширяет возможности освоения любых наук и сфер деятельности, в решении жизненных задач.
  6. Визуальное мышление — это умение «читать» графически представленную информацию, необходимое для понимания таблиц, графиков, диаграмм, блок-схем.
  7. Скорость переработки информации — темп деятельности, при котором ребенок показывает оптимальный результат.
  8. Внимательность — точность выполнения задания.
  9. Личностные особенности, такие как самоотношение, самооценка, характер взаимоотношения с окружающими.
  10. Энергия, или энергетический баланс организма: способность к энергозатратам или установка на сбережение энергии.
  11. Эмоциональный фон — преобладающее настроение ребенка.

Помимо основных характеристик в каждой возрастной группе исследуются дополнительные показатели.
У старших дошкольников и учащихся 1−2 классов помимо вышеперечисленных параметров исследуются уровень речевого развития, речевого и образного мышления, кратковременной речевой и зрительной памяти, особенности зрительно-моторной координации, уровень тревожности.

Для психологической характеристики учеников 3−9 классов важными становятся такие интеллектуальные показатели, как: самостоятельность мышления, дивергентное мышление, осведомленность (эрудированность), пространственное мышление, образный синтез, оперативная логическая память, математические навыки. Среди личностных особенностей исследуются важные для учебного процесса качества: организованность, исполнительность, самокритичность, активность, самостоятельность, общительность, эмоциональность, тревожность.

Для учеников 9 класса проводится дополнительный комплекс методик, направленный на прогноз профессионального самоопределения.

Особенности применения психодиагностического комплекса в МШМ.
Психодиагностический комплекс выполняется учениками с согласия родителей во время учебной деятельности. Опыт его проведения в МШМ показывает, что дети легко организуются и с интересом выполняют предложенные задания, несмотря на то, что выполнение комплекса занимает несколько уроков. Дополнительной мотивацией к их вовлеченности является возможность предоставления индивидуальной обратной связи по итогам исследования. Такой возможностью пользуется больше половины детей.
Результаты исследования обсуждаются с педагогами ступеней, на общих методических объединениях педагогов, а также предъявляются родителям на родительских собраниях и, при необходимости, на индивидуальных консультациях.

Получая более целостное представление о ребенке как субъекте учебной деятельности, мы можем:
  1. Проанализировать образовательные стратегии ученика
  2. Спрогнозировать успешность его обучения по основным областям знания
  3. В совместном взаимодействии ученика, педагогов, родителей простроить индивидуальный образовательный маршрут учащегося.

При написании статьи использованы следующие источники:
  1. Mетодика Л. А. Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе.
  2. Методика Л. А. Ясюковой (часть 2). Прогноз и профилактика проблем обучения в 3−6 классах.
  3. Методика Л. А. Ясюковой (часть 3). Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников

© Брагина Ирина Вячеславовна. При использовании обязательны ссылка на источник и соблюдение правил цитирования.
Статьи