Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Блог

Мнение родителей о первой неделе дистанционного обучения в МшМ

Автор: Брагина Ирина, психолог МшМ, кандидат психологических наук
Редактор статьи и соавтор опросника: Москвичева Анна, замдиректора МшМ

29 марта 2020 года на первом онлайн родительском собрании, с единовременным участием более 150 человек, было принято решение начать дистанционное обучение с 30 марта. Неделя с 30 марта по 3 апреля была объявлена выходной, что позволило родителям быть рядом с учениками во время освоения нового формата обучения и по необходимости помочь с организацией учебного процесса в изменившихся условиях.

Задача Школы в этот период – сохранить привычный ритм учебного дня, в котором педагоги и ученики собираются на приветственные и рефлексивные круги, дети участвуют в презентациях, самостоятельно занимаются с выбранным материалом, осуществляют планирование и оценку выполненных заданий с педагогом. Помимо этого идут уроки литературы, английского языка, художественная и рукодельная мастерские.

Теперь, когда администрация, педагоги и ученики взаимодействуют друг с другом через экраны гаджетов, Школе особенно важна обратная связь от всех участников образовательного процесса, чтобы сохранять целостность сообщества, оказывать поддержку друг другу. Всю неделю школьные психологи и представители администрации проводили вечерние родительские круги по ступеням, чтобы обмениваться впечатлениями, идеями и предложениями.

В середине недели (1-3 апреля 2020 года) был запущен онлайн-опрос родителей МшМ о первых днях обучения в домашних условиях. В нем приняли участие около 100 родителей от всех ступеней.

Таблица 1
Количество участников в опросе и общее количество учеников МшМ

Примечание: за каждого ученика отвечал один родитель. Например, в 1 ступени ответило 49 родителей за 49 учеников.

Благодаря опросу мы узнали, как справляются ученики с первыми днями обучения в удаленном режиме. Результаты ответа на этот вопрос представлены на Диаграмме 1

Диаграмма 1. Оценка уровня адаптации учеников

Можно увидеть, что от ступени к ступени ученикам легче было встроиться в новый формат обучения, но в целом разница кажется незначительной. Возможно, это связано с активным участием взрослых в освоении новых технологий обучения. Благодаря родителям ученики младших классов успешно адаптировались к обучению в новых условиях, в то время как старшие делали это самостоятельно. Поэтому независимо от класса процесс адаптации был успешным. Единичный случай крайне сложного процесса адаптации ученика второй ступени взят педагогами на контроль.

Родители учеников младших классов давали больше пояснений и комментариев, что, скорее всего, объясняется их бо́льшим участием в процессе учебной деятельности детей. Комментарии касались в основном технической стороны обучения, экранного времени. Родители младших школьников описывали сложности: «Справляется только с помощью родителей», «Были технические сложности и непонимание расписания», «Ребенку сложно адаптироваться ко всем техническим нюансам», «Встраивается нормально, но очень устают глаза от экрана и болит голова». В то же время родители старшеклассников давали положительную оценку происходящего: «Отлично) система есть, план есть, схема-работы есть, dead-lines есть, дневники есть, система даже намного более упорядочена, чем в школе», «Достаточно легко. Даже проявляет дополнительный интерес».

Следующий вопрос был об эмоциональном фоне родителей в первые дни обучения в домашних условиях. Обобщенные данные по ступеням представлены в Диаграмме 2.

Диаграмма 2. Оценка родителями собственного эмоционального фона

Можно сделать вывод, что большинство родителей сохранили рабочий настрой и даже энтузиазм. В то же время от 20 до 40% родителей в каждой ступени испытывают накопление усталости в связи с началом дистанционного обучения школьников. В первую очередь, это родители учеников первой ступени, что можно объяснить активной включенностью в учебный процесс детей, помимо других привычных обязанностей.

Чтобы понять, что именно вызывает накопление усталости у родителей, мы попросили их написать вопросы, волнующие в первую очередь. Результаты можно увидеть в Диаграмме 3.

Диаграмма 3. Вопросы, волнующие родителей в первую очередь

Оказалось, что больше всего родителей волнуют вопросы адаптации ребенка к обучению в новом формате, независимо от ступени обучения. Вопросы, связанные с техническим обеспечением учебного процесса, возникают у родителей всех ступеней, но в основном у родителей младших и средних школьников. Вопросы, относящиеся к домашней ситуации (организация пространства, времени для занятий, выстраивание ритма жизни семьи) в равной степени характерны для родителей всех школьников.

Категория ответов «Другое» была насыщена разными комментариями, от тревог и опасений, до удовлетворенности и благодарности.

Вопросы об организации учебного процесса звучат так: «Сложно понять, все ли ребёнок успевает. Сложно оценить темп его работы», «Домашние задания и обратная связь от педагогов», «Обратная связь».

О волнениях относительно адаптации ребенка к обучению в новых условиях родители пишут: «Беспокоит баланс умственной и двигательной активности», «Затрачивается много усилий и времени. Процесс в случае дистанса уходит на второй план. Он лишён межличностного общения», «Возможность ребёнка качественно общаться с друзьями», «Напряжённость дочки, боязнь не понять, не успеть».

О домашней ситуации в связи с онлайн обучением родители пишут так: «Я оказалась не готова весь день заниматься обучением ребенка, а пока получается именно так», «Учимся вместе, есть еще и своя работа».

Часть родителей второй и третьей ступени не имели вопросов: «Всё ок», «Нет вопросов, которые волнуют», «Пока ничего не беспокоит», «Испытываем чувство глубокой благодарности и восхищения нашими педагогами!!!».

Продолжая опрос, мы попросили родителей сформулировать предложения по совершенствованию дистанционного обучения. Поступило очень много ответов! Чаще других встречались предложения:
— сократить экранное время, по возможности предлагать задания не с экрана, а с возможностью распечатывания;
— сократить вечерние онлайн занятия, по возможности заменить их видеоуроками;
— сократить вечерние круги или проводить их в мини группах;
— наладить обратную связь между педагогами и родителями, чтобы отслеживать учебный прогресс детей.

Школе очень важны все предложения родителей. По итогам опроса проведены педагогические совещания с целью оптимизировать деятельность педагогов и учеников при обучении в домашних условиях.

Монтессори-школа Михайловой благодарит участников опроса и приглашает всех родителей к активному участию в них. Вместе мы сможем сделать обучение эффективным, безопасным и приятным.

© Брагина Ирина Вячеславовна. При использовании обязательны ссылка на источник и соблюдение правил цитирования.
Статьи