Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Блог

Навык осмысленного чтения и понятийное логическое мышление как ключевые характеристики способности к обучению

Автор выражает благодарность Валентине Михайловой и Татьяне Смуровой за идеи при написании статьи

Одной из задач использования комплексной психологической диагностики являлась сверка результатов педагогического и психологического оценивания индивидуального прогресса каждого ученика. Результатом анализа учебных и психологических показателей по каждому учащемуся стало выделение двух ключевых характеристик, лежащих в основе способности к обучению. Мы отнесли к ним навык осмысленного чтения и понятийное логическое мышление.

Навык осмысленного чтения и понятийное логическое мышление характеризуют общую способность к обучению. Они обеспечивают понимание любых задач, проблем и научных построений посредством рассуждения. Их характеризует то, что они могут быть сформированы у любого ученика, поэтому могут рассматриваться как показатели качества педагогической системы обучения.

Опишем результаты исследования навыка осмысленного чтения и логического мышления, проведенного в 2018—2019 учебном году.

Навык чтения с пониманием. Учащиеся первой ступени демонстрируют все уровни читательской грамотности — от слабой до высокой. Средний, хороший и высокий навык понимания прочитанного выявлен у 80% учеников 1−3 классов. К окончанию второй ступени (на рубеже 6 и 7 класса) все дети в школе достигают как минимум среднего уровня. 28% девятиклассников демонстрируют высокий уровень навыка чтения, что значительно превышает среднестатистические данные по другим школам. Многолетние исследования психолога Л. А Ясюковой показали, что в девятом классе высокий уровень читательской грамотности наблюдается только у 12% школьников.

Понятийное логическое мышление. Впервые оно начинает измеряться в старшем дошкольном возрасте в качестве одного из показателей готовности к обучению в школе. Мы обнаружили, что среди шестилеток нашей школы более 40% детей демонстрируют средний и хороший уровни логического мышления. К концу первой ступени таких детей становится 60%, и среди них есть учащиеся с высоким уровнем логического мышления, их 7%. К окончанию второй ступени средний, хороший и высокий уровень продемонстрировали более 80% школьников. К девятому классу слабый уровень логического мышления не выявлен, 85% старшеклассников показали хороший и высокий уровни по этому критерию.

Вышеописанные результаты говорят о том, что педагогическая система МШМ успешно формирует базовые навыки, характеризующие общую способность к обучению, имеющие ключевое значение для продвижения в обучении.

Особенности устройства Школы, связанные с формированием хорошей образовательной базы учеников:
  • неотъемлемой частью взаимодействия педагогов с детьми является диалог. Педагоги много разговаривают с детьми, обсуждая смыслы происходящего, логику разворачивания событий, причинно-следственные связи явлений окружающего мира.
  • на уроках литературы дети, начиная с 1 класса, учатся осмысленному чтению. Две главные задачи педагога — привить вкус к чтению художественной литературы и научить внимательно относиться к прочитанному: видеть логику повествования, закономерности поведения персонажей, «вскрывать» глубинные смыслы, заложенные автором. Чтение всех художественных произведений, будь то поэзия или проза, сопровождается обсуждением, позволяющим глубже понять прочитанное. Во второй ступени к содержательному анализу текста добавляются элементы литературоведческого подхода, когда внимание детей направляется на композиционное построение произведения, выявление средств художественной выразительности и языковых особенностей.
  • на театральных занятиях (как во время уроков литературы, так и в работе театральной студии) педагоги и дети стремятся к глубокому осмыслению текстов: тщательно анализируют нюансы характеров персонажей, особенности их взаимодействия и эмоциональные связи, а также закономерности развития сюжета. Дети вместе с педагогом ищут наиболее выразительные сценические средства для донесения своего замысла до зрителя. Такой анализ позволяет юным артистам глубоко прочувствовать смысловые центры произведения, выбранного для постановки. Нередко в ходе обсуждений по инициативе ребят в первоначальный сценарий вносятся изменения. По традиции на спектакли приглашаются все ученики школы.
  • занятия по окружающему миру начинаются с дошкольного возраста, постепенно усложняясь в первой ступени. Во второй ступени преподается биогеография. Изучение дисциплины происходит в логике науки: усваивается система понятий и причинно-следственные связи между ними. Дети много классифицируют, систематизируют различные природные материалы и объекты, в результате чего совершенствуется понятийное мышление. Обучение происходит как в стенах школы, так и в полевых условиях.

Безусловно, все школьные занятия при систематическом обучении вносят вклад в психическое развитие ребенка. Помимо академических дисциплин можно отметить занятия в художественной мастерской, где дети погружаются в атмосферу творчества, выражая свои эмоции и мысли с помощью изобразительных средств. В рукодельных мастерских дети учатся самым разным формам и способам ручного труда. Занятия физкультурой проходят на многоуровневом спортивном комплексе, где дети получают разнообразный опыт свободного целенаправленного движения, взаимодействия с другими, а также встречи с самим собой в ситуации преодоления препятствий на пути.

Навык осмысленного чтения и понятийное логическое мышление являются предпосылками успешного обучения в школе, а также представляют собой важнейшие жизненные умения, позволяющие легко адаптироваться в условиях неопределенности.

Поэтому важно учитывать, что формирование способности к чтению с пониманием и логическим рассуждениям находится в зоне распределенной ответственности между школой и семьей.

Педагогический коллектив МШМ выбирает стратегию сотрудничества с родителями, поэтому родители ежедневно читают книги «со сложными текстами» ребенку сами, читают вместе с ребенком (совместно-разделенное чтение), вдохновляют собственным примером любви к книгам и поощряют самостоятельное детское чтение.

Важно понимать, что в процессе чтения озвучивание (громко, с выражением) и осмысление прочитанного — это две разные операции. И первая операция может тормозить вторую. То есть, при чтении вслух, ребенку гораздо труднее ухватить смысл текста, чем при чтении про себя, молча. Поэтому общая рекомендация для формирования осмысленного чтения может быть сформулирована так:
  • пусть ребенок участвует в выборе текста для чтения; очень важно читать то, что интересно,
  • начинать читать можно буквально с одного предложения, постепенно увеличивая объем прочитанного,
  • читать не вслух, а «про себя»,
  • отвечать на логические вопросы по прочитанному,
  • читать каждый день.

Понятийное логическое мышление формируется в процессе рассуждения, обсуждения прочитанного, увиденного, услышанного. Оно активизируется, когда мы побуждаем ребенка аргументировать точку зрения, личное мнение, когда на примере бытовых ситуаций и явлений учимся анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. В целях проверки понимания прочитанного рекомендуем просить ребенка не пересказывать, а рассказать своими словами, отвечать на вопросы по тексту. В любой информации стремиться найти смысл, формулировать главную мысль.

При написании статьи использованы идеи Валентины Михайловой и Татьяны Смуровой.

© Брагина Ирина Вячеславовна. При использовании обязательны ссылка на источник и соблюдение правил цитирования.
Статьи