Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Блог

Мифы о Монтессори-педагогике: «Монтессори-педагогику нельзя назвать творческой»

В этой статье я хочу опровергнуть миф о том, что Монтессори-педагогику нельзя назвать творческой, рассматривая именно свободную деятельность в Монтессори-классе. Я не принимаю во внимание те художественные и музыкальные занятия, творческие мастерские, которые неизменно сопровождают детей в детском саду, работающем по этой системе. И я не буду упоминать именно ту часть Монтессори-среды, которая посвящена художественному развитию и наполнена самыми необходимыми материалами для реализации любых творческих задумок. Всего этого было бы уже достаточно для того, чтобы на этом и остановиться.

Но сейчас мы поговорим про креативность, сам процесс творчества и способности к нему, про их связь с интеллектом, а для этого обратимся и к психологии, и к словам самой М. Монтессори.

Гилфорд Дж. и Роджерс Н. понимают под креативностью способность человека отказаться от стереотипных способов мышления, способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Пономарев Я. А., предлагая целостную концепцию творчества как психического процесса, выделяет креативность как один из аспектов творческого потенциала личности.Креативность и творчество тесно связаны, но творчество фундаментальнее. Креативность отличается от творческих способностей, главным образом, тем, что всегда имеет некий прагматический аспект, потому что перед человеком стоит конкретная проблема, и он точно знает, куда этот продукт можно будет применить. Творчество же само по себе несет в себе некий элемент загадки, потому что творец никогда не знает, что же получит в итоге, а также оно имеет значение для всего общества. Рубинштейн С.Л. определяет творчество как деятельность, созидающую «…нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но в историю развития науки, искусства и т.д.».

Тогда как для взрослых в творчестве в первую очередь важен результат -новое изобретение или произведение искусства, то для ребенка на первый план выходит сам процесс. Создавая нечто новое, ребенок игнорирует знакомые техники и действует импульсивно. Творчество есть порыв души, это некая духовная сфера.

Мотивация ребенка в любой деятельности, и в творчестве в том числе, обусловлена его внутренней потребностью делать, исследовать, пробовать. М. Монтессори называла эту потребность в деятельности «внутренними командами».

АйзенкГ.Ю.считал, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот, творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, знаний, навыков, тщательное обдумывание того, что человек хочет воплотить. Творчество тесно связано с интеллектуальным потенциалом личности.

М. Монтессори также говорила об этом: «То, что называется творчеством, в действительности – композиция, конструкция нового из первичного интеллектуального материала, собранного, конечно, прежде всего, из окружающей среды через посредство органов чувств». Значит, каждый дидактический материал помогает развиваться ребенку не только интеллектуально, но и творчески. Накопленные знания помогают в творчестве, они становятся его базой.

Фергюсон отмечает, что «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Это созвучно с тем, что говорила Мария Монтессори: «Рука его еще не совершенна, а ум бесчувственен к прекрасному и безобразному… Нужно дать глаз, который видит, руку, которая слушается, душу, которая мыслит, чтобы дать рисунок, и этому должна способствовать вся жизнь».

Дж. Гилфорд предложил три основных фактора творческого проявления личности:
— оригинальность (способность предлагать свой, новый способ мышления),
— чувствительность
— и интеграцию.
Последняя интерпретируется, как способность одновременно учитывать или применять несколько противоположных условий, предпосылок или принципов.

Задача педагога трепетно относиться к любым проявлениям самостоятельности ребенка, предоставив ему возможность действовать и исследовать мир самому.

М. Монтессори писала: «Наша обязанность – заботливо питать душу ребенка, ухаживать за его внутренней жизнью и ждать его проявлений. Если творческое воображение проявится поздно, значит, раньше ум еще не созрел для творчества».

Огромное количество повторений одного и того же действия с материалами приводит ребенка к собственному удовлетворению и осознанию своей значимости, и при этом он совершенствует и создает сам себя.

«Очень часто, когда упражнение повторяется и повторяется, вопреки всякой логике, в голове ребенка — подобно внезапному свету — возникает озарение, столь же реальное, сколь и неожиданное, в виде новой, плодотворной интуиции. Это переживание, которое можно сравнить с внезапно загоревшимся в комнате светом, освещающем нечто новое, таящее в себе огромные возможности», – говорила М. Монтессори. Эти возможности, как мне кажется, в одинаковой степени касаются не только интеллектуальной сферы, но и творческой. При этом только опираясь на собственный опыт, ребенок сможет однажды выйти за повторение уже освоенной техники и начать делать совершенно новый продукт собственного сознания. Отсутствие ограничений в этих порывах со стороны взрослого и есть та платформа, которая позволяет ребенку начать придумывать, отпустить себя и раствориться в новых, неожиданных образах и способах взаимодействия с окружающими предметами.

Важно предоставить ребенку то поле, в котором он максимально раскроет свой потенциал и сможет реализовать свои идеи. Таким полем и является Монтессори-класс, являющийся специально организованной развивающей средой. Усваивая различные техники, ребенок накапливает тот опыт, который необходим ему для того, чтобы создать свой, оригинальный продукт.

В современной психологии все большее значение приобретает средовой подход к определению ведущей детерминанты в развитии творческой личности. В исследованиях Григоренко Е.Л, Кочубей Б.И, Тютюнника В.И., Хазратовой Н.В. определяются основные требования к созданию среды для развития креативности как глубинного свойства личности. К параметрам такой среды можно отнести следующие положения:
  • повышенное внимание к способностям ребёнка со стороны взрослых и поощрение его творческих проявлений;
  • эмоциональные отношения сотрудничества между людьми, которые составляют микросреду ребёнка;
  • вариативность, проблемность, многоаспектность материальной предметной среды.

Признавая и уважая природу развития ребенка, М. Монтессори говорила: «Следует предоставить ребенку все то, что необходимо для его внутренней жизни, и дать ему возможность свободно творить».

Итак, самое главное, хочется отметить то, что строгий по своему назначению дидактический материал в Монтессори-классе сам по себе помогает ребенку в творчестве, потому что позволяет ребенку накопить необходимый ему опыт. И не раз отмечалось, что бесчисленное количество разнообразных вариантов занятий предлагается самими детьми в процессе работы, например, их более семидесяти с Розовой башней. Ребенок присваивает себе не только предложенные образцы, но и создает нечто свое, особенное, новое, а это и есть творчество.

(С) 2018

На фото девочка А. Она работала со штангами и на последней фотографии стала их складывать поперек ковра, но длинные вылезали, и она переложила все вдоль. Получилась собственная фигура, но с соблюдением принципа ряда.





Статьи