В преддверии IV ежегодной научно-практической конференции «Санкт-Петербургские Монтессори-чтения» на тему «Образовательные результаты в дошкольном и школьном образовании по методу Монтессори» мы обратились к родителям, посещавшим Монтессори-центры с опросом о том, как они видят эти результаты.В анкетировании приняли участие 65 семей из 11 регионов России. Все опрашиваемые были настроены позитивно, отвечали корректно, подробно, соблюдая инструкции.
В данных семьях дети получали Монтессори-образование от раннего (ступень 0−3) до среднего школьного возраста (12−15 лет) (см. Рис. 2). Наибольшее количество детей в опрашиваемых семьях посещают Монтессори-классы 0−3 и 3−6. Практически всем детям (96%) нравилось посещать Монтессори-учреждения. На вопрос о том, видят ли родители результаты образования, полученного именно по Монтессори-методу, подавляющее большинство (94%) ответили утвердительно.
Формирование и развитие навыков, умений, компетенций, способностей по методу Монтессори
Данные результаты представлены для возрастной группы детей три года и старше. Более младшие дети посещали Монтессори-классы как правило меньше года, в связи с чем сложно делать заключение о приобретении новых навыков.
Вопрос был сформулирован следующим образом: «Отметьте, пожалуйста, в какой степени на формирование и развитие перечисленных ниже навыков, умений, компетенций, способностей вашего ребенка оказало влияние образование по методу Монтессори (в баллах от 0 до 5)»
Навыки и академические умения
Подавляющее большинство родителей признает высокую степень влияния метода в освоении различных навыков и умений (баллы 4 и 5).
Относительно навыков в сфере ухода за собой (самообслуживания), родители наиболее часто отмечают:
- самостоятельность детей в бытовом плане (умение одеваться, умываться, убирать за собой, обслуживать себя за столом, готовить самостоятельно);
- способность к самоорганизации (планировать свою деятельность, планировать свое время, ставить цели и задачи и решать их, организовать рабочее пространство);
- умение взаимодействовать с другими (говорить о своих эмоциях, уважать мнение других, прислушиваться, договариваться, понимать чужие интересы).
В уходе за окружающей средой отмечаются самые разнообразные навыки: наведение порядка в своих вещах, помощь в домашних делах, уход за домашними животными и растениями, экологичность (раздельный сбор мусора, сбор батареек). Выделяются такие качества, как бережность, аккуратность, ответственность, внимательность, любовь и уважение к природе.
Развитие органов чувств подтверждают все родители: «хорошо начал ориентироваться в запахах и начал на ощупь определять предметы», «различает сложные оттенки вкуса, цвета, грамотно фантазирует с их сочетаниями», «действия с мелкими предметами стали более точными». А также развитие глазомера, зрительной памяти, музыкального слуха, обоняния и т. д.
Преобладающее большинство родителей признает влияние Монтессори-метода на развитие способностей и интереса к математике: «любовь к решению примеров», «желание считать», «все, что умеет в этой области, именно благодаря садику, дома только поддерживали», «высокий интерес к математике и глубокая погруженность в предмет», «любит математику», «быстрое освоение счета в быту», «легкость понимания десятки-сотни».
Освоением языка и развитием речи родители особенно довольны. Отмечается грамотная, богатая речь, легкость создания текстов, свобода обращения с языком, «любовь к процессу письма и к чтению», «любовь к своему языку», «отличная связная речь», «обожает слушать книги и читать», «с удовольствием читает», «нет боязни публичных выступлений».
Что касается изучения иностранного языка, то больше половины родителей выражают недовольство отсутствием возможности его изучать в Монтессори-классах. Они пишут о высокой мотивации для изучения второго языка и хотели бы, чтобы этому вопросу уделялось больше внимания.
Личностные и социальные компетенции
Личностные и социальные компетенции прекрасно развиваются в Монтессори среде. В садах и школах создаются специальные условия для развития этих важных качеств. Педагог уважает ребенка, видит в нем личность, транслирует образец вежливого и конструктивного диалога, приобщает детей к сотрудничеству. Детям предоставляется свобода слова, движения, они имеют право выбора, с сопутствующей ответственностью за него; всё это ведёт к самораскрытию личности и, в том числе, лидерских качеств.
В процессе работы с материалами в среде создаются условия для концентрации внимания и управления им. Материалы сконструированы таким образом, чтобы привлекать внимание ребенка, кроме того, они периодически обновляются, чтобы обеспечивать постоянный интерес. Монтессори-материалы включают самоконтроль ошибок, что способствует умению замечать свои ошибки и самостоятельно их исправлять. Возможность взаимодействовать с различными материями, формами предметов, познавать их свойства и функции, создает необходимую базу для развития воображения и творческих способностей.
Способности волевой сферы
По мнению большинства родителей, волевая сфера ребенка успешно развивается в Монтессори среде. В условиях свободы выбора (материала, длительности работы), поведение ребенка становится более осмысленным, а значит, более управляемым. Ребенок, исходя из собственных целей, начинает планировать свою деятельность. Развивается адаптивность к изменениям, гибкость, поскольку каждый материал таит в себе большое количество возможностей применения, есть возможность комбинирования разных материалов.
Готовность к переходу в следующую образовательную ступень
Родители отмечают высокую степень готовности детей к переходу на следующую ступень образования. По их мнению, малыши в возрасте 0−3 года имеют высокую психологическую готовность в 86% случаев, интеллектуальную — в 92%. После трех лет высокая психологическая готовность возрастает до 96%, интеллектуальная остается прежней. Это говорит о том, что в Монтессори среде выполняются все возрастные задачи, дети приобретают необходимые навыки и умения, которые позволяют безболезненно и гладко начать новый этап образования.
Данные анкетирования показали высокую степень применения Монтессори-педагогики в жизни семьи за пределами Монтессори-сада. Приведем наиболее интересные примеры о том, как это происходит.
- «оберегаю время полного сосредоточения и останавливаю родственников от вмешательства»;
- «если ребенка не устраивает вариант еды, который приготовлен для всех — ребенок готовит сам то, что ему хочется из имеющихся продуктов, либо заранее планирует что именно он хочет приготовить и вписывает это в список закупаемых продуктов»;
- «мы всегда поддерживаем образовательный интерес ребенка, даём свободу выбора. Не говорим нет, а объясняем последствия выбора, ответственность за выбор на ребёнке»;
- «договор, везде и со всеми. Слышать свои желания, не бояться трудностей, исследовать, если заинтересован, доводить дела до конца (стараться), экология, поддерживать ее, хоть как-то…»;
- «всегда вместе разрабатываем план действий (например, в выходной день), чтобы ребенок знал, что сегодня предстоит, и каждый член семьи при необходимости смог позаниматься своими делами».
- «появилось уважение к ребенку как к личности»;
- «спокойствие и уверенность за ребенка и его готовности к будущему»;
- «научилась наблюдать и доверять жизненным процессам»;
- «стала лучше и бережнее чувствовать ребенка»;
- «перестала вмешиваться в дела дочери. Интересуюсь, помогаю по запросу. Доверие к дочке возрастает»;
- «четкое понимание, что не нужно вмешиваться в процесс развития, становления личности. Просто быть рядом».
Обработка и анализ результатов: Брагина Ирина, к. пс. н., монтессори-педагог.
Разработка анкеты: Татьяна Игрушкина, руководитель отдела по работе с семьями, специальный педагог НОУДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства»; Мария Бай, руководитель центра развития «Школерад».
Анкетирование проводилось в сентябре-октябре 2017 г.