Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Блог

ФГОС и Мария Монтесссори

Когда несколько лет назад в Санкт-Петербургской монтессори-школе Михайловой начали создавать начальную и основную школу, педагоги, большинство из которых были родителями детей, которые в ней учились, а прежде посещали монтессори-сад, вполне понимали, что традиционный уклад школьного обучения придется изменить.

Дополнительное против общего обязательного


С самого начала было ясно, что многие знания, которыми наполнено содержание обязательных школьных предметов в обычной школе, набор уроков и предметных блоков, а также традиционные методы работы учителей недостаточно согласуются с философией самоопределения человека в жизни. Кроме того, знания и умения, традиционно получаемые в школе, большей частью не входят в сферу истинных возрастных интересов ребят и серьезно уступают знаниям, полученным ими по принципу «я научился этому сам». Пожалуй, самое важное, к чему в последнее время готовит традиционная школа, — это к сдаче единого экзамена, формально открывающего дорогу в вуз, но фактически не прибавляющего молодым людям самостоятельности в дальнейшем учении, принятии ответственных жизненных решений, в поддержке их индивидуального жизненного пути. Разве этого хотят педагоги и родители для своих детей?

Они назвали свою школу школой Монтессори (в продолжение дошкольного образования) и стали думать о новом содержании и новых видах образовательной деятельности. Замысел состоял в том, чтобы отодвинуть на второй план урок (ставший за несколько веков привычной основой школьной жизни), но не исключать его полностью, хотя этот вид учебной деятельности нисколько не похож на свободную работу детей в детском саду Монтессори, который ребятишки посещали прежде.


Что взамен?


Взамен педагоги предложили ребятам новые виды учебной работы, ориентированные не на своевременное прохождение образовательных программ, а на удовлетворение потребностей каждого в самостоятельном добывании знаний — потребности, о которой даже не мыслили в своем детстве и отрочестве родители большинства пришедших в школу детей, равно как и учителя, начинающие экспериментальную работу. В сознании большинства даже самых прогрессивных и революционно мыслящих взрослых школьное дело остается прежним: урок, расписание, программа, ГИА, ЕГЭ… Требуется время и внутренняя сила понять, что профессионально ты не обязательно прав в трактовках своего преподавания предмета и что за свое собственное образование отвечают прежде всего сами ученики, а ты, учитель, должен уметь помогать им в ученье, уважать их мнение и доверять им.

Подготовить школьников к сдаче разнообразных итоговых испытаний стало важной, но далеко не главной задачей учителя школы Монтессори. Его роль — грамотно выстроить образовательное пространство класса и быть для своих учеников проводником и помощником в их самообучении, ведь ведущими в жизни человека становятся не конкретные знания, а универсальные навыки и компетенции, которые будут важны не только при поступлении в вуз или на работу, но и на протяжении всей жизни. Это — способность к саморазвитию, стремление к постановке познавательных задач, умение выбрать лучшие способы для их решения (в том числе с использованием ИКТ), а также навык самостоятельно искать и находить любую необходимую информацию. Вызовом времени для любого современного человека является также умение вступать в диалог и вести его, полно и точно выражать свои мысли, разрешать (а не создавать) конфликты и быть готовым к участию в дискуссии, диспуте, мозговом штурме. Всему этому как раз и должны научиться наши дети в современной школе. На достижение таких целей ориентируются современные учебные пособия, справочники и компьютерные программы нового поколения.


Образ другой школы


Многие способы самостоятельного ученья придумали еще сто лет назад педагоги-реформаторы. К их числу относилась и Мария Монтессори в Италии. С помощью своего метода она показала, как это бывает даже с маленькими детьми. Мария Монтессори и другие педагоги-реформаторы ХХ века оставили нам в наследство немало текстов с описанием способов организации свободной школы самостоятельного учения.

Все знания и умения присваиваются человеком самостоятельно и пожизненно, а вот умение качественно учиться приобретается им главным образом в течение десятка лет, отпущенного на школьную жизнь. Успехи в достижении предметных знаний, включенных в программу, и тем более процент высоких отметок по тестам единых испытаний в школе Монтессори не могут быть решающим критерием ни при оценке результатов учебной работы учеников, ни при оценке достижений учителя и школы в целом.

Сама Монтессори говорила даже жестче: «Если мы учимся, чтобы усвоить новые знания, а не чтобы получить хорошую отметку или сдать экзамен, мы будем концентрироваться на том, что нас интересует, возвращаться назад к уже пройденному, чтобы углубить знания. Такова логика работы сознания. Обучение есть питание нашего ума, а не его истощение». (Цитата из книги Анны Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори».)

Именно в качественном научении детей учиться и состоит профессиональное мастерство современного учителя. И не только в школе Монтессори. Эта мысль то и дело повторяется в рассуждениях о современной российской школе в целом. Но мы чаще склонны оставлять ее в пространстве общих рассуждений об образовательных стандартах и не опускать с небес на землю. Возможно, потому, что просто не знаем, как осуществить это практически.

К тому же еще более, чем педагоги, консервативны родители, которые отнюдь не спешат отдавать свое дитя в такую «другую» школу, где классический урок — как «форма организации обучения с целью овладения учащимися знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями» (из Википедии) — медленно уходит в прошлое. Трудно поверить в школу, где двери классных комнат открыты для ребят разного возраста, а пространство каждого класса — это одновременно и медиатека, и лаборатория, и читальный зал, и дискуссионный клуб. Где нет звонков на перемену и можно свободно передвигаться по классу, даже в столовую идти, когда захочешь есть, а не по расписанию, общаться с друзьями, подсказывать друг другу, советоваться и задавать вопросы. Где учителя помогают тебе решить жизненную проблему самому, не разжевывают учебную тему, беспрестанно не контролируют результаты твоих тестов, не ставят отметок, а главную оценку своих знаний делаешь ты сам, и, если надо, сам задаешь себе домашнее задание. Где никто и никому не мешает жить, и младший может легко сказать старшему: «Извини, но ты ошибаешься» — и доказать свою точку зрения.

Со всем этим многим трудно согласиться еще и потому, что над сознанием и детей, и их родителей нависает дамоклов меч предстоящих ГИА и ЕГЭ, а иначе… зачем нам школа, которая не готовит детей к олимпиадам и экзаменам?

Универсальные учебные действия становятся личными навыками самостоятельного учения каждого из учеников. Такие навыки необходимы человеку на протяжении всей его жизни.

Тогда учителю приходится не учить, в профессионально готовить образовательную среду и помогать школьникам учиться. И если первооткрыватели школы Монтессори могли только мечтать о таком понимании роли учителя, то сегодня уже на уровне российского государства принимаются стандарты дошкольного и школьного образования, провозглашающие очень похожие требования к современным педагогам. Ясно, что новая позиция взрослых совершенно необходима нашим детям, поэтому учителям, следуя за учениками, придется войти в новый образ.


С чего начать?


В монтессори-школе Михайловой начали с создания совершенно новой предметной развивающей среды, где каждое учебное пособие и каждый предмет имеют, кроме познавательного, еще и автодидактический смысл. Это означает, что, выбрав это пособие и начав с ним самостоятельную учебную деятельность, ученик может не только чему-нибудь полезному научиться, но и сам себя проверить. В начальной школе часть таких автодидактических материалов достались нам в наследство от М. Монтессори и ее последователей, а для основной школы учителям пришлось почти все создавать самим, сохраняя принцип автодидактичности. При этом содержание подготовленной среды педагоги старались согласовать с содержанием современных образовательных программ, так что правила грамматики, математические формулы, историю, географию и прочие предметные блоки ребята начали изучать в реальной самостоятельной учебной деятельности со специальными рабочими листами, глоссариями, справочниками и энциклопедиями, в том числе и виртуальными. А физику, химию, технику постигать в специальных естественнонаучных лабораториях и мастерских, как это и положено, через проведение разнообразных опытов и создание учебных моделей.


Главным итоговым документом свободной учебной деятельности ученика в монтессори-школе Михайловой считается годовое портфолио его работ, в которое входят отчеты о каждом освоенном учебном материале. Это и заполненные учебные листы, и отчеты о проведенных опытах, и фотографии изготовленных моделей и плакатов, и конспекты по разным учебным темам, и книжечки тематических глоссариев, и диски созданных компьютерных презентаций и тематических эссе, и тексты докладов на учебно-предметных семинарах. В портфолио также входят заполненные в разное время контрольно-измерительные тесты. Портфолио обычно имеют весьма внушительный вид и вес.

Некоторое подобие уроков как главной формы учебной деятельности для обычной школы в монтессори-школе осталось в так называемых дидактических кругах начальной школы, которые длятся минут 20−30 в день. Там учитель проводит не столько фронтальное объяснение нового учебного материала или отработку уже изученного, сколько общую сборку самостоятельно полученных учениками знаний и умений, а также рефлексивное обсуждение тех или иных общих образовательных тем.


Работа в парах


В основной монтессори-школе на откуп учителям-предметникам отданы еженедельные презентации крупных учебных тем и организация учебных семинаров. В главной ответственности учителей находится постоянная забота о создании наилучшей образовательной среды, ее пополнении и оптимизации. А остальное время уходит на работу в качестве консультантов и помощников в самостоятельной учебной деятельности школьников с автодидактическим материалом.

Интересно, что ребята очень быстро пристрастились давать самим себе учебную работу, не дожидаясь учителя, а ксерокопируя и заполняя свободно выбранные рабочие листы или даже создавая их друг для друга самостоятельно. Учителя же взяли на себя роль постоянных организаторов учебно-проектной деятельности, в которой участвуют не только малые группы учеников одного уровня, но часто и школьники разных ступеней образования.

Чем измерить самостоятельность?


При таком новом укладе школьной жизни учителю неизбежно пришлось из передатчика знаний и даже из создателя учебных задач и контролера-оценщика превратиться в исследователя жизни детей и подростков. Встает вопрос, с помощью каких инструментов можно разглядеть универсальные учебные умения, наработанные ребятами в процессе самостоятельного ученья. Ведь (повторим еще раз) именно обладание такими умениями становится главной образовательной целью современной монтессори-школы. При этом, безусловно, поддерживается глубокое изучение культуры, когда оно становится собственной спонтанной активностью учеников.

В монтессори-школе Михайловой были придуманы своеобразные измерительные таблицы опосредованных наблюдений самообучения школьников и фиксации овладения ими самостоятельной учебной деятельностью. Эти таблицы включают параметры проявления учениками своих возрастных возможностей и позволяют педагогам выделить индивидуальные характеристики личности каждого из ребят и его школьной социализации.

Учителя стали заполнять таблицы дважды в год, коллективно согласуя свои субъективные суждения о движении учеников, с которыми им приходилось в этот период работать. Цель наблюдений — выявить характер личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий школьников. Например, может ли ученик вести учебную деятельность уже самостоятельно или пока лишь в сотрудничестве с учителем или с группой одноклассников. Затем статистические данные обрабатывались и сводились в соответствующие графики.

Движение учителя


Качество педагогической работы учителя и команды педагогов, работающих с подростками на той или иной ступени образования, зависит от полноты их профессионального участия в общей педагогической работе. Постепенное возрастание собственного профессионального мастерства педагоги монтессори-школы Михайловой стали определять на основе самооценки своих достижений в формировании у учеников универсальных учебных действий. Педагоги разработали таблицу, которая помогала им осуществить такой анализ, и заполняли ее сами для себя один-два раза в год в удобное для каждого учителя время. Предлагалось сделать два отдельных оценочных листа — для самооценки себя и всей команды ступени.

Самооценка качества работы педагогической команды той или иной ступени образования по формированию у учеников универсальных учебных действий (в целом и отдельно по каждому учебному предмету)


Работа началась пару лет назад, и, конечно, на основании всего нескольких внутренних пилотных исследований нельзя сделать серьезных научно обоснованных выводов — слишком мала выборка. Но как материалы для осознанной педагогической работы с конкретными детьми они оказались чрезвычайно важны. С их помощью педагоги смогли дать косвенную оценку своему труду на пути достижения собственных профессиональных целей, наметить дальнейшие изменения в школьных автодидактических средах, спланировать поступательную работу с каждым из учеников и выбрать более совершенную стратегию отношений с ребятами в целом. То есть такой внутришкольный мониторинг помог учителям постепенно добиваться целей монтессори-образования и более качественно исполнять свою педагогическую миссию.
Статьи