ЧОУ «СПб МшМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Принимаю
Close
Блог

Педагоги МшМ на семинаре Erdkinder

Педагоги Монтессори-школы Михайловой участвовали в первом российском семинаре Erdkinder

В Москве 26−28 апреля впервые в России проводился семинар, посвященный работе с учениками третьей школьной ступени — Erdkinder (12−18 лет). Педагоги МШМ приняли участие в нем, а также поделились ближайшими планами работы с детьми этого возраста.

Семинар проводили специалисты из Германии:

  • Анника Альбрехт: Монтессори-педагог, имеет большой опыт в координировании становления и развития Монтессори школ, является экспертом и исследователем в сфере Монтессори педагогики подросткового возраста.
  • УвеРайер: Монтессори-педагог, директор старшей школы PepperMontBerlinUndMontessori-SchuleHeiligensee, основатель института повышения квалификации BerlMont.

Анника и Уве в своих выступлениях рассказывали об основных характеристиках возраста 12−18 лет, делились опытом применения эффективных методов работы с подростками, давали рекомендации.

Вот несколько важных характеристик возраста 12−18 лет:


  • Эта ступень также критически важна как первая ступень 0−6. Мозг снова перестраивается, сильный толчок к развитию.
  • дети применяют все знания накопленные до 12 лет. Ребенок уже более активен, может сам организовать сообщество, может сам выбрать роль в обществе.
  • Это сенситивный период поэзии.
  • Есть потребность получать от общества подтверждения, что я чего-то стою.
  • М.Монтессори говорила, что в этом возрасте ребенок должен уйти из семьи, начать работать в подготовленной среде. Период пубертата- это переход из детского состояния к взрослому в физическом плане, а в психологическом это переход из жизни в семье к взрослой жизни в обществе.
  • Самые важные симптомы подросткового возраста, это состояние ожидания, самовыражение, необходимость самоутверждения.
  • В 12−15 лет ребенок очень чувствителен к грубости, унижению. Эти реакции ломают характер, способствуют развитию ненормальных реакций, например воровства. Депрессия, комплексы, низкая самооценка, лень — это все следствия плохой среды, неудачного пространства.

Проблема, о которой 100 лет назад говорила Мария Монтессори, остается актуальной и в наши дни: общеобразовательные школы по всему миру учат детей прошлому, а не будущему. Ученики вынуждены зубрить огромные тексты, сидеть за партами большую часть дня и не иметь никакого практического опыта применения полученных знаний.

Подростковая школа Монтессори предполагает комплексное развитие человека, в соответствии с его потребностями и возможностями. Важно соблюдать баланс физической и интеллектуальной нагрузки, предоставлять больше вариантов для саморазвития, простор для проведения исследований, время для общения.

На семинаре педагогам предлагалось подробнее изучить статьи Марии Монтессори, посвященные возрасту 12−18 лет, в которых итальянский педагог говорит о необходимости организации для подростков трудовой деятельности как в стенах школы, так и за ее пределами, об острой потребности молодых людей самовыражаться, становиться более свободными от родительской опеки, развиваться и самосовершенствоваться.

«С подростком не следует обращаться как с ребенком, потому что данный этап жизни уже пройден. Вы должны видеть в ребенке его потенциал, того человека, которым он может стать в будущем, а не то, кто он есть сейчас. Дайте ему почувствовать, что он недооценивает себя и свои достижения.» (Из книги «От детства к юности»).

Педагог должен быть партнером для ученика, не требовать от него выполнения поставленных задач, а предоставлять выбор, не решать за него проблемы, а научить находить выход из любой ситуации.

Участники семинара из разных городов России делились опытом работы с подростками, презентовали свое видение идеальной Монтессори-школы и даже представляли себя подростками и учились договариваться о правилах, которым могли бы следовать все учащиеся школы.

МШМ — первая Монтессори школа в России, которая работает с третьей ступенью уже на протяжении 10 лет. В настоящий момент в школе проходят обучение 35 детей в возрасте 12−15 лет.

Педагоги Монтессори-школы Михайловой — Алексей Колабаев и Анастасия Макашова, работающие с подростками, — поделились своим мнением о семинаре и рассказали о ближайших планах по развитию третьей ступени.

Анастасия Макашова, учитель истории и обществознания в МШМ:

«Я благодарна Уве и Аннике за структуру и четкость. Мне было приятно узнать, что наши школы во многом похожи. Во время семинара мы разработали ряд идей, которые хотим реализовать уже в ближайшее время. Например, предоставить возможность старшим ребятам организовать самостоятельную поездку в другой город, попробовать свои силы в работе в реальных компаниях, а также организовать рабочую практику в социальных службах.»

Руководитель школьной ступени, учитель физики и химии Алексей Колабаев:

«В ходе семинара я по-новому взглянул на некоторые мотивы детей этого возраста, они открылись для меня с другой стороны. Я очень рад, что нам удалось разработать план ближайших действий по развитию и совершенствованию нашей работы с подростками. Будем внедрять их в жизнь!»
Статьи