Педагоги Монтессори-школы Михайловой участвовали в первом российском семинаре ErdkinderВ Москве 26−28 апреля впервые в России проводился семинар, посвященный работе с учениками третьей школьной ступени — Erdkinder (12−18 лет). Педагоги МШМ приняли участие в нем, а также поделились ближайшими планами работы с детьми этого возраста.
Семинар проводили специалисты из Германии:
- Анника Альбрехт: Монтессори-педагог, имеет большой опыт в координировании становления и развития Монтессори школ, является экспертом и исследователем в сфере Монтессори педагогики подросткового возраста.
- УвеРайер: Монтессори-педагог, директор старшей школы PepperMontBerlinUndMontessori-SchuleHeiligensee, основатель института повышения квалификации BerlMont.
Анника и Уве в своих выступлениях рассказывали об основных характеристиках возраста 12−18 лет, делились опытом применения эффективных методов работы с подростками, давали рекомендации.
Вот несколько важных характеристик возраста 12−18 лет:
- Эта ступень также критически важна как первая ступень 0−6. Мозг снова перестраивается, сильный толчок к развитию.
- дети применяют все знания накопленные до 12 лет. Ребенок уже более активен, может сам организовать сообщество, может сам выбрать роль в обществе.
- Это сенситивный период поэзии.
- Есть потребность получать от общества подтверждения, что я чего-то стою.
- М.Монтессори говорила, что в этом возрасте ребенок должен уйти из семьи, начать работать в подготовленной среде. Период пубертата- это переход из детского состояния к взрослому в физическом плане, а в психологическом это переход из жизни в семье к взрослой жизни в обществе.
- Самые важные симптомы подросткового возраста, это состояние ожидания, самовыражение, необходимость самоутверждения.
- В 12−15 лет ребенок очень чувствителен к грубости, унижению. Эти реакции ломают характер, способствуют развитию ненормальных реакций, например воровства. Депрессия, комплексы, низкая самооценка, лень — это все следствия плохой среды, неудачного пространства.
Проблема, о которой 100 лет назад говорила Мария Монтессори, остается актуальной и в наши дни: общеобразовательные школы по всему миру учат детей прошлому, а не будущему. Ученики вынуждены зубрить огромные тексты, сидеть за партами большую часть дня и не иметь никакого практического опыта применения полученных знаний.
Подростковая школа Монтессори предполагает комплексное развитие человека, в соответствии с его потребностями и возможностями. Важно соблюдать баланс физической и интеллектуальной нагрузки, предоставлять больше вариантов для саморазвития, простор для проведения исследований, время для общения.
На семинаре педагогам предлагалось подробнее изучить статьи Марии Монтессори, посвященные возрасту 12−18 лет, в которых итальянский педагог говорит о необходимости организации для подростков трудовой деятельности как в стенах школы, так и за ее пределами, об острой потребности молодых людей самовыражаться, становиться более свободными от родительской опеки, развиваться и самосовершенствоваться.
«С подростком не следует обращаться как с ребенком, потому что данный этап жизни уже пройден. Вы должны видеть в ребенке его потенциал, того человека, которым он может стать в будущем, а не то, кто он есть сейчас. Дайте ему почувствовать, что он недооценивает себя и свои достижения.» (Из книги «От детства к юности»).
Педагог должен быть партнером для ученика, не требовать от него выполнения поставленных задач, а предоставлять выбор, не решать за него проблемы, а научить находить выход из любой ситуации.
Участники семинара из разных городов России делились опытом работы с подростками, презентовали свое видение идеальной Монтессори-школы и даже представляли себя подростками и учились договариваться о правилах, которым могли бы следовать все учащиеся школы.
МШМ — первая Монтессори школа в России, которая работает с третьей ступенью уже на протяжении 10 лет. В настоящий момент в школе проходят обучение 35 детей в возрасте 12−15 лет.
Педагоги Монтессори-школы Михайловой — Алексей Колабаев и Анастасия Макашова, работающие с подростками, — поделились своим мнением о семинаре и рассказали о ближайших планах по развитию третьей ступени.
Анастасия Макашова, учитель истории и обществознания в МШМ:«Я благодарна Уве и Аннике за структуру и четкость. Мне было приятно узнать, что наши школы во многом похожи. Во время семинара мы разработали ряд идей, которые хотим реализовать уже в ближайшее время. Например, предоставить возможность старшим ребятам организовать самостоятельную поездку в другой город, попробовать свои силы в работе в реальных компаниях, а также организовать рабочую практику в социальных службах.»
Руководитель школьной ступени, учитель физики и химии Алексей Колабаев:«В ходе семинара я по-новому взглянул на некоторые мотивы детей этого возраста, они открылись для меня с другой стороны. Я очень рад, что нам удалось разработать план ближайших действий по развитию и совершенствованию нашей работы с подростками. Будем внедрять их в жизнь!»