Я выступаю здесь от лица Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой. Мы с волнением и трепетом приняли приглашение выступить в качестве спикеров на форсайт-сессии этого фестиваля, подумать о будущем Монтессори-образования в России и поделиться нашим видением с вами.
В начале мы предлагаем обратить наши взоры в светлое будущее. По крайней мере, именно таким мы хотим его видеть в течение ближайших 10 лет.
И через десять лет мы хотим видеть распростертую от Калининграда до Владивостока цепочку просторных, залитых солнцем школ, в которые дети идут учиться с удовольствием и нетерпением, где кипит сосредоточенная вдумчивая работа, в которую включены и взрослые и дети. Школы, напитанные уважением, любовью и радостью к людям, к труду, к окружающему миру, к жизни.
И тогда мы хотим надеяться, что через двадцать лет такие школы станут типичной Монтессори-школой, а через 30 — обычной школой в системе российского образования.
Мы видим, что государство через десять лет занимает мудрую позицию по отношению к участникам образовательного процесса, которая выражается в основном принципе педагогики Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».
Несмотря ни на что, через 10, 20, 30 лет мы видим, что Монтессори-сообщество все также состоит из творческих, живых, мотивированных людей. При этом имеет свою научную базу с лонгитюдными исследованиями; стройную программу и учебно-методический комплекс для реализации образования от рождения до полноценной профессиональной подготовки, разработанный с учетом нашей отечественной реальности. Это сообщество будет интересно для ученых и практиков из смежных областей науки и сфер народного хозяйства.
Что дает нам основания в настоящем рисовать такую картину будущего? Некоторые тенденции, которые мы замечаем на примере нашей школы и дружественных образовательных организаций.
1) Настойчивое развитие практической Монтессори-педагогики за рамки дошкольной ступени. Все отчетливее видна тенденция открытия начальных школ Монтессори. И это движение поддерживается с нескольких сторон. Во-первых, это наличие реального опыта в Томске, Петербурге, Владивостоке, Одинцово и других городах, которые уже занимаются развитием школьной ступени образования, создают прецеденты и формируют базу доверия.
Во-вторых, родители хотят выбирать Монтессори как продолжение образования своих детей и альтернативу традиционным школам. Они выбирают систему, которая обеспечивает другое отношение к детям, предоставляет другие возможности. Поэтому они активно поддерживают и инициируют руководителей к открытию школ.
И, наконец, сами руководители и педагоги, накопив опыт и создав крепкую базу дошкольной ступени, заинтересованы в сохранении своих воспитанников и продолжении работы с ними. Это та радость, которую они заслужили. Поскольку результат профессиональной деятельности в образовании часто является отложенным, то продолжение сотрудничества с такими детьми помогает видеть, что их труд не тщетен.
2) ВУЗы постепенно разворачиваются в сторону Монтессори-педагогики. И хотя это движение еще ограничено в своей свободе и держится скорее на энтузиазме отдельных личностей, тем не менее мы ценим, что 5 психолого-педагогических ВУЗов нашего города регулярно приводят своих студентов в нашу школу для практического знакомства с Монтессори-педагогикой. Мы верим, что одно это уже вносит свой гомеопатический вклад в оздоровление системы образования. Даже если эти студенты впоследствии пойдут работать в традиционные школы, у них будет представление, что в этом мире возможна другая организация учебного процесса, возможно образование без применения отметок, что уважительное отношение к детям и определенная степень свободы скорее являются союзниками для установления рабочей дисциплины, нежели ее противниками.
И особая наша гордость — сотрудничество с Высшей школой экономики, готовящей управленческие кадры в сфере образования по президентской программе. Это мощный ресурс распространения ценностей Монтессори-метода, хочется надеяться, даже шире чем только в сфере образования.
К сожалению, сейчас еще трудно говорить о программах базовой подготовки Монтессори-педагогов в государственных учреждениях высшего образования, поскольку высшая школа сейчас тоже претерпевает перестройку и пока не понятно какие преподаватели могли бы готовить Монтессори-учителей. В идеале мы видим, что это практики, имеющие опыт работы с детьми в этом подходе.
В то же время Монтессори-педагогика наибольшим образом соответствует новым ФГОС, что может быть сильным мотивом для разработки программ профессиональной подготовки кадров.
3) В связи с этим важно отметить поддержку от государства, которую мы ощущаем сильнее всего как раз в виде нового образовательного стандарта. Пока он реализуется скорее на уровне доктрин и документов, и наша задача вдохнуть в него жизнь. Здесь мы имеем позитивный опыт коллегиального написания примерной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад по системе М. Монтессори», публикацию ее Издательством «Национальное образование», поддержку ФИРО. Эта программа уже вошла в навигатора дошкольных образовательных программ, соответствующих ФГОС.
И если посмотреть на образовательные Монтессори-организации, как на ребенка, то мы увидим, что каждая организация уникальна, имеет свой собственный потенциал развития и необходимую для этого энергию. Проявляться этот потенциал может только в деятельности. Существуют периоды накопления опыта, претворения его в деятельности, обобщения и анализа. Сейчас мы находимся скорее на этапе обобщения опыта. И это похоже на сенситивный период, когда мы осваиваем язык, понятный чиновникам, для того, чтобы иметь больше свободы в открытой коммуникации и взаимодействии с ними.
И чтобы переходить на стадию анализа, надо инициировать научное осмысление практики, которое пока в дефиците, и выработать внутреннюю систему оценки качества образования.
И я подбираюсь к главному вопросу этой сессии: что делать?! Какой вклад готова внести Монтессори-школа Михайловой в реализацию картины будущего?
Во-первых, в настоящее время мы разрабатываем образовательную программу начальной и основной ступени образования по системе Монтессори и готовы наделять ее статусом «Примерная». А это значит, что мы также продолжаем работу над созданием модельных образовательных сред, которые могут быть тиражированы в других организациях и разрабатываем соответствующую программу подготовки Монтессори-педагогов.
Во-вторых, мы, как Северо-Западное представительство ММА организуем ежегодную научно-практическую конференцию «Санкт-Петербургские Монтессори Чтения», которая призвана вовлекать научное сообщество в Монтессори-педагогику для объединения с практиками; сохранять русло «научной педагогики».
В конце октября 2015 года состоятся вторые чтения, черновой вариант темы направлен на формирование интереса у организаций, реализующих программы высшего образования к Монтессори-педагогике. Я ожидаю, что в течение этих 2-х дней работы фестиваля, мы сможем конкретно сформулировать тему следующих научно-практических чтений. Я прошу у вас поддержки и помощи в этом.
И мы продолжаем выстраивать цикл образования от рождения до совершеннолетия, вдохновлять родителей на сотрудничество, помогать детям раскрывать свой потенциал, развивать дело Марии Монтессори.
Я очень рассчитываю и верю, что эти два дня Фестиваля будут плодотворными для всех нас, внесут свой вклад в фундамент взаимного доверия и сотрудничества, будут способствовать сплочению сообщества, вдохновят моих коллег на воплощение того видения, которое мы здесь создаем.
Благодарю организаторов этого фестиваля и форсайт-сессии, а также сотрудников Монтессори-школы Михайловой за возможность здесь быть и создавать наше будущее.
Благодарю за внимание!
18 апреля 2015 г.