Перед вами необычный текст. В нем можно увидеть своеобразную панораму становления одной из лучших российских Монтессори-школ. Но можно определить его и как дневник руководителя, с попыткой осмысления происходивших в течение нескольких лет событий.
Нет в России двух похожих Монтессори-школ или детских садиков. И хотя многие скажут: «У нас было почти так же, как у Валентины Михайловой», — это будет лишь поверхностное впечатление. Глубокое понимание своеобразия школы, ее атмосферных явлений, внешних и внутренних смыслов происходящего, придет лишь после личного знакомства с самой Валентиной. С родителями, которые ежечасно наполняют школу своей неуловимой приветливой суетой. Учителями, давно перепутавшими домашнюю жизнь с профессиональной. Ребятишками, скатывающимися, как горох, по школьной лестнице — этими малышами, бегущими, ползущими, цепляющимися за мамину юбку. И старшими детьми, озабоченно что-то обсуждающими, — свободными хозяевами положения, готовыми не уходить из своей школы никогда.
Давайте вчитаемся в этот текст. Возможно, он придаст многим из нас силы и уверенности. Ведь далеко не всегда нам хватает спокойного оптимизма и упорной целеустремленности в работе и в жизни. Но именно эти качества с удивительно ясной силой проявлены в поиске Валентины Михайловой и ее коллег.
Мы выросли из «Колыбельки»
История негосударственного образовательного учреждения «Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой» началась задолго до официальной регистрации юридического лица. В декабре 1997 года в центре родительской культуры «Колыбелька» состоялся первый специальный семинар, посвященный вопросам воспитания и раннего развития детей. Для проведения семинара была приглашена Ольга Николаевна Теплякова, мама большой семьи, опытный педагог по развитию маленьких детей, близкий друг Аршавского, Лены Алексеевны и Бориса Павловича Никитиных. Родители, пришедшие на семинар, были в основном те, кто родили своих детей в домашних условиях — способ на тот момент уже известный, но в очень узких кругах. Несомненно, почти все родители имели высокую мотивацию по отношению к своей родительской роли. Большинство активно готовились к родам (важно подчеркнуть, что во время беременности на специальные занятия приходили и мама, и папа), поэтому и после родов они уже с малышом продолжали активно посещать бассейн и баню, разделяя теперь уже радость полной семьи. Я была одна из них.
Каждый день, месяц в детях происходили колоссальные изменения, которые подвигали и меня, и моих друзей, таких же новоиспеченных родителей, на осмысление жизни совместной, с быстрорастущим маленьким человеком. Когда дети стали произносить свои первые слова, мы задумывались о том, что мы можем сделать, чтобы их не только физическое, но и интеллектуальное развитие было своевременным и гармоничным.
Новый учебный семинар и решение организовать группы для совместных занятий родителей и малышей. Я взяла на себя задачу организации этих встреч. Нас было 15 семей.
Однажды обстоятельства подтолкнули меня самостоятельно провести занятие в нашем семейном клубе. За спиной на тот момент было: музыкально-педагогическое образование, полуторагодовалый опыт мамы и наблюдение 3−4 уроков Ольги Николаевны Тепляковой. И еще во мне появилось огромное желание попробовать самой. К моему большому удивлению родители с радостью поддержали меня. Более того, после первого проведенного занятия активные родители стали убеждать, что я вполне могу и дальше справиться с ролью педагога для их детей. Это было начало пути, ни конечной цели которого, ни особенностей моего прохождения его, я и представить себе не могла.
Остановка к осмыслению:
Считаю важным описание предпосылок и начала своей профессиональной деятельности, потому что, оглядываясь на начало пути через одиннадцать лет, вижу, что именно большая вера в меня, совсем неопытного педагога (даже предпочтение перед опытным учителем); горячее собственное желание пробовать, а также личная способность преодолевать различные возникающие трудности в процессе деятельности все это актуально и для моей сегодняшней роли директора школы, а также во введении в деятельность и сопровождении новых учителей.
Нас двое. Мы конкуренты или сотрудники?
Март 1999 года. К этому моменту количество детей и родителей заметно возросло. Когда детей на занятия приходило около 40 человек, и, как минимум, столько же родителей, я еще могла справиться сама. Когда же малышей стало 60, поняла, что не могу так же, как прежде, уделять внимание каждому, удерживать особенности их семей. Мне необходим был качественный контакт с каждым ребенком и с сопровождающим его взрослым. Одна я явно не справлялась с этой задачей. Кто мне поможет? Кого пригласить к сотрудничеству? Уже опытного педагога? Но примет ли он мой стиль и содержание работы полностью, ведь родители пришли в клуб, чтобы заниматься именно так? А, может, я должна сама просто кого-то научить? Научить чему? Петь песенки и рассказывать сказки? А как же общение между мной и родителями, которое всегда возникает вторым планом, и не менее значимо, а, может, и самое главное? Множество вопросов, сомнений…
Ответ пришел сам собой. Среди родителей, была мама, которая окончила тот же музыкально-педагогический колледж и музыкальный факультет РГПУ им. Герцена, что и я. Но главное — она уже почти год посещала наши занятия, они ей нравились, и она хорошо чувствовала их атмосферу. Это была Таня Багмутова.
Теперь начались уже Танины переживания, сомнения, слезы… Главное, что требовалась от меня, — уверенность в ней, как в педагоге. Это сейчас я знаю о групповом каноне, о лидерстве, о динамике группы (работа Эрика Берна «Структура и динамика организаций и групп»). А тогда мы вдруг обнаружили, что родители сравнивают нас. «Вот у Вали на занятиях, мы то-то делали, было так-то…, — вздыхали они, — а у Тани пока нет опыта». Кто-то даже перестал посещать занятия. Как быть?
Теперь я была не одна. Но моя роль организатора и педагога своих занятий теперь дополнилась еще и тем, что отвечала я уже не только за себя, но также и за то, что делала Таня. Множество новых переживаний: и радость, и гордость, и ревность, и обиды. Надо было научиться, не стесняясь, спокойно и открыто, обсуждать с коллегой то, что возникало и происходило. Научиться принимать эмоциональные реакции, неуверенность, сомнения другого человека.
Прошло почти 10 лет, Татьяна по-прежнему рядом. Это очень успешный педагог. Удивительно творческий и постоянно ищущий. Очень многие из родителей выбирают именно ее занятия. Татьяна помогла пройти профессиональное становление многим нашим педагогам, являясь поддержкой и опорой, в которой когда-то нуждалась сама, уже для них.
Остановка к осмыслению:
Понимаю и теперь с еще большей глубиной, что, только обучаясь в жизни внимательно слушать и слышать себя, я становлюсь более восприимчивой к тому, что проживает другой человек. Для руководителя, вокруг которого складывается коллектив людей, где подлинно важна атмосфера доверия, максимальная включенность всех членов группы, крайне важен опыт собственной рефлексии, как профессиональной, так и направленной на осознание собственных психических процессов. Важно знать особенности восприятия новых подобных ситуаций у родителей и создавать специальные места (например, родительское собрание, в индивидуальной беседе или за чашкой чая в кафе), где руководитель может особенно подчеркнуть лучшие стороны нового учителя.
Первая встреча с педагогикой Монтессори
Осенью 1999 года начался третий учебный год. Наши дети росли так быстро, что вот уже и в детский сад идти пора, и на работу в лицей, из которого ушла в декретный отпуск, очень зовут вернуться. Но не находя серьезных аргументов для своих учителей и в лицее, и колледже, где предлагают сделать головокружительную карьеру, я продолжаю заниматься моим детищем. Родители дают снова немыслимую поддержку, говоря, что в детский сад мы (т.е. их дети) не пойдем, будем ходить к тебе. Дети такие большие! Такие разумные! Как же с ними дальше заниматься? Чему учить? Первые сомнения в необходимости интенсивного раннего интеллектуального развития. А надо ли учить читать раньше, чем ходить? Если учить, то как? Ведь дети так по-разному усваивают то, чему ты их хочешь научить. В свои неполные три кто-то начинает читать, а кто-то не видит разницу между «А» и «Б». Что делать? Вопрос никогда не остается без ответа. Получаю информацию, что в центре «Гармония» проходит семинар по системе Монтессори. Бегу, лечу, сама не зная, с чем встречусь. Нам с любовью и искренностью, рассказывают о том, как можно быть педагогом по-другому. Не учить, а чтобы дети сами учились. Оказывается, маленькие, дошколята да и школьники могут учиться сами! Показывают удивительные материалы, при помощи которых дети упражняются, фильм о школе, которой уже нет, у меня текут слезы… Я так хочу, чтобы у наших детей была такая школа. Я даже хочу, чтобы она просто была!!!
Продолжаю вести свои занятия, справедливости ради надо сказать, что интересными они были и без метода Монтессори. Я использовала в работе приемы музыкального воспитания Карла Орфа, и это давало прекрасные эффекты. Благодаря участию в семинарах опытных российских и зарубежных коллег, занятия становились все более интересными и творческими. К этому моменту к нам присоединяются еще три коллеги Маргарита Опалинская, Елена Матонина и Галина Козлова. Это снова были родители моих детей. Все трое очень разные, с разным образованием и опытом деятельности. Объединяло желание пробовать творить с детьми и взрослыми, да и, присущее всем внутреннее и внешнее обаяние.
Идеи организации процесса развития, в условиях самостоятельных занятий детей не унимаются внутри. Но так легко слушать, когда тебе об этом рассказывают, а как самому-то сделать? Как объяснить коллегам то, что услышал? Как убедить тех, кто доволен происходящим, что можно работать с детьми совсем по-другому? Снова внутренние метания, чувство одиночества. Вроде лидер, да не совсем… Сам не знаешь, что и как.
Остановка к осмыслению:
Часто люди, занимающие лидерскую позицию, оказываются в плену того представления, что необходимо все всегда знать. Это сродни представлению об учителе, который должен уметь ответить на каждый вопрос ученика. Однако важно для начинающих свою деятельность и самых маститых руководителей не бояться открыть другим свое незнание и непонимание.
Требуется Монтессори-педагог
Первые полки из досок, которые несешь на себе и прикручиваешь к стенам, первые самодельные материалы, подносы, кувшинчики — все для того, чтобы дети начали выбирать себе сами занятия по душе и потребностям. Огромная радость — действительно, выбирают! Занимаются с еще большим сосредоточением и вниманием! Общее время занятия у трехлетних детей — два с половиной-три часа! При этом некоторые родители разочарованно говорят, что им не нравится, что их ребенка не учат читать. И в том, что ребенок долго готов переливать воду из кувшина в кувшин, смысла никакого не видят. Как выдержать упреки? Как оставаться верным себе, когда важные для тебя люди считают по-другому?
Остановка к осмыслению:
Наверное, это самые сложные вопросы. По крайней мере, для меня. Думаю, что большинство руководителей испытывают моменты сильных напряжений, когда во внешней среде, в дружественном ему коллективе, он не находит поддержки и понимания. Чувствую, что их надо просто уметь проживать; не пытаясь подстраивать ни себя под других, да и других не переделывая под себя.
Мы — это МЫ. Это большой, творческий коллектив
И мы строим школу Монтессори! Сложный момент начала нового этапа позади. Теперь уже очевидно и тебе, и коллегам, и родителям, что так заниматься можно. Наступает новая потребность — нужны педагоги Монтессори. Педагоги, которые за попыткой организовать специальную среду для детей, увидят всю важность того, чему научатся дети. Ребенок будет сам выбирать, чем заниматься, как долго, одному или с другом. Педагоги, которые не будут сами «первой скрипкой» или артистом на сцене. Педагоги, которые будут способны распознавать не только возрастные особенности детской группы, а тончайшие нюансы внутреннего движения каждого ребенка.
С осени 2000 года вместе с ЦРК «Колыбелька» мы переезжаем в помещение на Петроградской стороне. На удачу оно было полупустое, поэтому за четыре года жизни в нем мы смогли значительно вырасти. Были организованы группы дошкольников и малышей с родителями. Количество детей, приходящих на занятия, выросло до 280 человек. Коллектив педагогов растет. Все называют друг друга по именам. Теперь это целый коллектив. Все педагоги, которые присоединились, были из среды родителей. Все они до начала своей педагогической деятельности, посещали группы со своими детьми. Кто-то из них сам заявлял о своем желании и готовности работать с детьми, кто-то был очень робок и не спешил сам заявить об этом. Но, видя, прежде всего, как человек выстраивал отношения с детьми и взрослыми, у меня возникало чувство, которое изнутри подсказывало, что он может быть педагогом. На курсы Монтессори уезжали учиться в Москву, музыканты ходили на многочисленные семинары в духе педагогики К.Орфа.
Остановка к осмыслению:
Высокая мотивация в освоении для большинства людей новой профессии, подтверждалась готовностью учиться, лично выделяя для этого немалые временные и материальные ресурсы. Тогда это было для меня само собой разумеющееся, сейчас как руководитель, я понимаю, что эта самоотдача заслуживала огромного уважения. Необходимо говорить сотрудникам слова благодарности, оказывать поддержку, если нематериальную, то своим вниманием.
Начальная школа Монтессори. Но кто в ней станет учителем?
2003/04 учебный год знаменателен тем, что наши старшие дети, с которыми я начинала, должны были пойти в школу. И снова родители, среди которых многие стали работать педагогами рядом со мной, выразили свое желание, чтобы и школу мы начали делать свою. Не буду описывать переживания, которые сопровождали принятие решения делать школу. Это произошло.
25 сентября 2003 года было зарегистрировано негосударственное образовательное учреждение «Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой».
Главный вопрос за несколько месяцев до начала школьной жизни — кто будет учителем начальных классов, причем именно Монтессори-учителем? Начинающий тогда Монтессори-педагог Катя Марина, опытный учитель начальных классов традиционной школы Ирина Воронова, я и наша коллега, педагог английского языка Ольга Ефременко, отправились учиться в Москву на семинар по организации начальной школы Монтессори. Семинар проводили учителя, теперь наши большие друзья, из Томской школы Монтессори. Екатерина Григоренко, Татьяна Костенко и Влада Борина пытались нам рассказать все-все-все. И про командные задачи, и про свободную работу, и про маршрутные листы, и про лабораторию. Уехали оттуда, с одной стороны сильно озадаченные предстоящими задачами, с другой — очень вдохновленные с большим желанием пробовать. На обратном пути созрело решение и про учителя. Им стала — Катя Марина. Одновременно с этим, я и про себя поняла, что для построения хорошей школы, важны не только отдельные хорошие учителя, но важна и педагогическая команда. Хорошо помню свой инсайт по поводу своей новой роли. Прямо сидя на вокзале после возвращения, я поняла, что хочу стать Монтессори-педагогом в своем коллективе. Ведь директор в Монтессори-школе не может быть другим. Так же как и детям, руководителю важно создавать среду, которая будет способствовать самораскрытию, саморазвитию и самообучению педагогов.
Остановка к осмыслению:
Считаю, что самые разумные мысли приходят изнутри, а не извне. Самые мудрые книги, самые важные слова, произнесенные кем либо, могут разбудить в нас собственное понимание, собственное знание. И тогда оно оказывается самым прочным и может служить опорой нам в деятельности.
Вопросы нашего профессионализма
Лето 2004 года — снова переезд. Теперь мы самостоятельно, уже без поддержки ЦРК «Колыбелька», обосновались в части здания детского сада на улице Верности. Спасибо Лене и Леше Ермаковым, мы были вместе 7 лет. Можно было бы отдельно проследить развитие проекта, анализируя переезды и разные катаклизмы, которые мы переживали в этой связи. Это было уже пятое по счету место, где мы продолжали наш проект.
Первый год на новом месте. Новые возможности для расширения деятельности. Снова увеличивается коллектив. На этот раз летом был проведен первый специальный семинар для всего коллектива. Мы говорили об организации командной работы педагогов. Помню, как удивлялись наши эксперты Таня Костенко и Катерина Григоренко тому, что в коллективе такие разные люди, но каким-то немыслимым образом соединены общим делом. Помню, эмоционально это все проходило. Как расстраивалась, наталкиваясь, что кто-то что-то не так понимает.
Одни ситуации уходят, на смену им приходят другие, принося новые вопросы и задачи для всех, в особенности для руководителя. Когда наладилась внутренняя психологическая атмосфера, стали возникать вопросы и сомнения по поводу профессиональности педагогов. Родители выпускников дошкольных групп предпочитали выбрать обучение в традиционной начальной школе, нежели пойти в нашу Монтессори-начальную школу. Некоторые родители говорили так: «Здесь, конечно, очень нравится и мне и ребенку, но ведь надо же когда-то все равно в обычную школу пойти, да и к тому же, там ведь профессионалы работают. Пережив расстройства по поводу отсутствия внешней оценки педагогов как профессионалов, мы стали думать, что может способствовать становлению нашей позиции как высококвалифицированных педагогов-профессионалов? Пожалуй, вопрос профессионализма педагога, и сейчас для меня остается открытым. Знаю наверняка, что профессионализм отнюдь не сводится к имеющемуся в кармане диплому о высшем педагогическом образовании.
Остановка к осмыслению:
Для того, чтобы группа людей, объединенных общим делом, местом и временем, смогла бы перерасти в коллектив единомышленников, руководителю важно обустраивать специальные места, где происходит и совместное обучение, и осмысление того опыта, который предшествовал новым знаниям. Для проведения различных организационных семинаров лучше приглашать экспертов со стороны, не работающих в данной организации. В ситуации конфликта между родителями и педагогом, конечно, важно, чтобы руководитель не был в стороне. Но здесь также необходимо, чтобы руководитель занял не чью-то сторону, а помог прояснить подлинные трудности во взаимопонимании, с которыми столкнулись обе стороны. Тогда конфликт, с большой долей вероятности, будет исчерпан и ситуация будет прожита до конца обеими сторонами. Ситуация конфликта, непонимания, нежелания слышать друг друга, в которой оказалась школа, привела меня к пониманию того, что педагогам крайне важно иметь безопасный опыт, где они могли бы искренне выражать различные чувства и, прожив ая их, осознавать причины возникающих напряжений в себе и других людях. Так появился постоянно действующий психологический семинар для педагогов. Ведущая семинаров-тренингов в течении уже четырех лет является Ирина Гуревич, специалист института психотерапии и консультирования «Гармония». Важно!!! Чтобы посещение подобных тренингов носило добровольный характер. Человек должен сам почувствовать потребность и готовность в глубинной внутренней работе.
Рождение учебного центра для взрослых
С 2005/06 учебного года по настоящее время планомерно складывалась работа по обучению педагогов. Силами Томских коллег был проведен семинар по организации внутренней экспертизы. Становление такой компетенции как экспертное мнение, очень важное качество для профессиональной позиции педагога. Кроме того, возможность давать друг другу качественную обратную связь, также способствует развитию и росту профессионализма. Для школьных учителей и всех желающих была проведена серия семинаров, посвященных различным педагогическим технологиям. Технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, метод со-диалога (работа в сменных парах), система педагогической режиссуры, социо-игровые технологии, способы проведения недель погружения, командноролевые игры.
Наряду с регулярными психологическими семинарами, были организованы психолого-педагогические супервизии, где, несомненно, происходила помощь ребенку через прояснение позиции педагога в сложной ситуации, но, что важно, это было и «профилактикой выгорания» самого педагога.
Коллектив, и детский и родительский, расширялся, становилось очевидным, что необходимо больше ответственности за решения многих вопросов передавать педагогам. Для этого необходимо было снабдить их специальными знаниями по управлением ситуациями и людьми. Ведь каждая группа, каждый класс — это свой маленький коллектив. Возник цикл управленческих семинаров, темами которых стали: команда и работа в ней, делегирование полномочий, мотивация, работа и принятия решений в ситуации неопределенности и др. Развитие организации и от меня по-прежнему требовало новых
знаний, новых управленческих компетенций. Я еду учиться в Томск, в «Институт инноваций в образовании» ТГУ на программу переподготовки управленческих кадров «Управление социальными и образовательными инновациями».
В ответ на потребность в непрерывном образовании сотрудников школы, а также для развития педагогов через передачу накопленного ими опыта коллегам из других образовательных организаций, в 2008 году при школе был создан учебный педагогический центр, привлекающий для работы не только коллег из России, но и международных тренеров из других стран. Руководителем центра стала Екатерина Яковлева, новый сотрудник, пришедший из бизнес-структур, имеющий высшее психологическое, а также коучинг-образование.
Остановка к осмыслению:
Становлению и успешному, профессиональному развитию директора, педагога и учителя в Монтессори-школе способствует выстроенная система обучения, включающая в себя три блока: педагогика, психология и менеджмент. Особо хочу отметить важность равностного участия руководителя («без погон») во всех мероприятиях, где наряду с приобретением конкретных навыков, происходит важнейшая работа по прояснению и согласованию ценностных ориентиров участников процесса.
Вопросы никогда не кончатся
В настоящее время для школы наступили нелегкие времена. Остро встал вопрос площадей. С одной стороны: сама школа переросла то помещение, в котором сейчас располагается (аренда помещения, площадью 718 кв. м, в здании Государственного дошкольного образовательного учреждения), с другой стороны: в Санкт-Петербурге вышло постановление, запрещающее сдачу в аренду площадей ГДОУ, поэтому и имеющийся договор аренды расторгают. Поиск новых площадей затруднен тем, что помещений для сдачи в аренду на льготных условиях под образовательные цели у города нет; а использование для школы коммерческих площадей значительно повлияет на ценовую политику школы, тем самым сделает невозможным обучение большинства учеников и воспитанников школы. Очевидно, что для дальнейшего развития учреждения, необходимо искать тех, кто имеет ресурсы в виде здания или денег на его постройку. Таких субъектов как минимум два: Государство и Бизнес. После того как управление было сосредоточено в одних руках (учредитель — Михайлова В.В.), в организацию и управление войдут новые субъекты, которые будут оказывать активное влияние на развитие данного проекта. Было бы хорошо, если учредителями были бы все три субъекта — государство, родители и учителя. Но, к сожалению, готовых таких организационно-правовых форм образовательных организаций на данный момент в России не существует. Необходимо разрабатывать и эти аспекты.
Поэтому сейчас перед нами встают новые вопросы: как повлияют на организационную культуру нашей школы изменения ее масштабов, организационно-правовой формы, вхождение других субъектов в ее управление, например, как произойдет перестройка, если частная школа перейдет в статус автономного государственного учреждения? Возможно ли вообще создание такой неординарной школы в другом месте, с другими людьми? Может ли наша организационная культура стать моделью для построения подобных организационных культур в других Монтессори-школах России? Да и вообще, можно ли наш вариант позиционировать в мировой педагогической культуре именно как школу Монтессори?
// Журнал Монтесори-клуб № 1 (16) 2009 г.