На вопросы отвечают сотрудники ЧОУ «Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой»: методист Анна Иванова, Монтессори-педагог начальной школы (I ступени) Мария Степаненко и Монтессори-педагог старшей школы (III ступени) Вера Куницкая.Если сравнивать методику Марии Монтессори с другими образовательными системами, которые можно назвать альтернативами традиционному образованию, например, с такой как жоховские классы. То она сильно отличается тем, что уже давно и прочно признана многими родителями, имеет больший вес. Почему как Вам кажется, эта методика так нравится родителям, чем она привлекает и отличается от других?
Действительно, школы по системе Марии Монтессори существуют в мире уже более ста лет, в том числе и в России. Самая большая Монтессори-школа из существующих сейчас находится в Лакнау, в ней учатся около 45000 детей от 6 до 17 лет.
В Санкт-Петербурге, в нынешнем педагогическом университете им. Герцена был начальный класс по системе Монтессори, который работал даже после того, как в 1926 году система была официально запрещена государственным учёным советом.
Основным негласным мотивом к запрету, на мой взгляд, было то, что как раз и привлекает в этой системе: возможность ребёнку обрести себя, стать свободным, самостоятельно думающим человеком. Помогает ему в этом подготовленный учитель, создающий специально организованную среду.
В среде всё продумано так, чтобы ребёнок с ранних лет мог многое делать самостоятельно. Чем старше становится ребёнок, тем больше свобод он обретает. От физической независимости он постепенно идёт к независимости духовной и материальной (финансовой).
Задача учителя – зажечь огонь интереса в ребёнке и поддерживать его, и ещё – помочь ребёнку подготовиться к жизни.
Многих родителей и педагогов привлекают в методике те ценности, которые, как правило, в их детстве были дефицитом: свобода выбора, возможность свободно высказывать свою точку зрения, уважение взрослым ребёнка. Дети такие разные, а в традиционной системе образования практически невозможно подстроиться под интересы, темп, другие индивидуальные особенности ребёнка. В школе Монтессори всё это становится возможным.
Кого-то из родителей пленяют материалы, уютно организованная среда.
В школе Монтессори, особенно в первые годы, ребёнок получает знания через работу с практическими материалами, и тем самым, он имеет возможность, например, не просто зазубрить, таблицу умножения, но понять её суть, не заучить законы арифметических действий по учебнику, а вывести их самостоятельно. Эти возможности есть и при изучении языка, природы, культуры. И всё это может происходить в индивидуальном темпе ребёнка.
Возможно, практическое приобретение знаний не покажется чем-то особенным, в школах существует много наглядных пособий, но основным отличием является то, что материал в школе Монтессори – это не просто наглядное пособие, с помощью которого учитель объясняет урок, это инструмент, с помощью которого ученик может учиться сам. Конечно, это не исключает помощи наставника, но ученик в этом процессе главный.
То же касается и методов обучения, использующих компьютерные технологии: одно дело увидеть, как кубики складываются на экране, и совсем другое сложить их самому.
От домашнего обучения Монтессори метод отличает возможность научиться общаться и учиться в довольно большом коллективе, выслушивать точку зрения других людей, защищать свою, выстраивать отношения, научиться выходить из конфликтных ситуаций.
На Ваш взгляд она подходит для всех детей, или для обучения методом Марии Монтессори необходим определенный склад ума, характера?
Эта система, на мой взгляд, подходит всем детям при условии, если родители придерживаются того же пути, разделяют те же ценности.
Даже, если в семье нет согласия между родителями по поводу того, можно ли доверить ребёнку свободу выбора жизненного пути, если кто-то из родителей придерживается очень авторитарной позиции в воспитании и не готов слушать точку зрения ребёнка, если родители заранее решили, что их ребёнок, рождён, чтобы, к примеру, стать экономистом, не взирая на интерес к театру, то обучение по методу Монтессори с большой вероятностью будет сильно затруднено.
Поскольку стереотипы поведения формируются уже в дошкольном возрасте, то, если ребёнок привык выполнять распоряжения родителей, воспитателей, ожидать, что он быстро сможет научиться совершать свой выбор, является заблуждением. Поэтому приветствуется, чтобы в Монтессори-школу приходили ребята из Монтессори же детских садов. Обычно в детских садах ведётся большая работа с родителями, и они имеют возможность соотнести свои ожидания с тем, что может дать монтессори образование.
Назовите плюсы и минусы (возможно незначительные недочёты) этой системы, на Ваш взгляд. За что чаще всего вы слушаете критику в адрес этой системы?
Критика системы чаще всего идет из-за недостаточного её понимания и неоправданных в связи с этим ожиданий, или неудачного опыта. К сожалению, Монтессори садом или школой может назвать себя любая группа, в которую закупили материалы. Но если нет целостного понимания системы, роли учителя, среды, принятия активной позиции ребёнка в процессе, то не случится ни свободного выбора, ни нормализации поведения ребёнка, ни всего того, чего может ожидать даже разделяющий ценности Монтессори-педагогики родитель.
В методе множество плюсов, но они проявляются в том классе, где работает подготовленный учитель.
В таком классе интерес детей к учёбе, ответственность за неё крепнут год от года. Знания более глубокие, поскольку добываются самостоятельно, на основе большой практической работы.
Дети умеют общаться с уважением к собеседнику, мирно разрешать возникающие разногласия, слушать других. Они терпеливы, упорны в достижении поставленной цели. Умеют планировать своё время и дела.
Они уверены в себе и открыты для мира.
Минусы системы в трудности подготовки таких учителей. Особенно в тех странах, где классическое образование строится на принципах подчинения, где уважение к ребёнку существует только на бумаге, взрослым, родителям и учителям, очень сложно понять, как можно доверить ребёнку его жизнь, его образование? Для этого нужно много работать над собой и это не каждому удаётся.
Многих родителей пугают смешанные по возрасту классы. Какой плюс вы видите в таком подходе?
Классы Монтессори школ традиционно большие и разновозрастные. Каждая ступень образования объединяет детей трёх возрастов. За время пребывания в ступени ребёнок проживает разные роли. Сначала он нуждается в большей помощи, сопровождении, потом совершенствуется в своих навыках и в итоге может стать помощником для новичков.
Такое распределение ролей полезно самому ребёнку, обучая других, он закрепляет и свои умения, учится быть терпеливым, он чувствует свои успехи и стремиться к дальнейшему развитию. Кроме того, помощь старших детей значительно снижает нагрузку на педагога.
Класс превращается в слаженный коллектив, где старшие ребята, а не учитель, знакомят младших с правилами, следят за их выполнением, проводят собрания по решению конфликтов и разбору нарушений.
Помощь старших учеников помогает новеньким быстрее адаптироваться в незнакомой среде.
Умение быть в каждой роли переносится потом ребёнком и во взрослую жизнь.
Расскажите о роли учителя в этой методики? Это наставник, авторитет, друг?
В идеале, конечно, и наставник, и авторитет, и друг. Выше я уже говорила, что задача учителя – зажечь огонь интереса в ребёнке и поддерживать его, помочь ребёнку подготовиться к жизни.
Чтобы справиться с этой задачей, учителю нужно постоянно совершенствоваться. Мария Монтессори считала важной в учителе каждую мелочь: голос, жесты, мимику.
Как старший, более опытный наставник, учитель является носителем культуры, не только культуры поведения и общения, что, несомненно, очень важно, но и культуры в более широком смысле. Культуры, как совокупности опыта и знаний, накопленных человечеством. Это не значит, что учитель должен быть ходячей энциклопедией, всезнайкой, но человеком интересующимся. Как раз примером того, как добывать знания в интересующей области, он являет ребёнку культурный образец поиска информации, удовлетворения интеллектуального голода.
Иногда, по словам Монтессори, «учитель становится силой воли ребёнка, особенно слабого, подталкивает его к действиям».
Но при этом, авторитетом учитель класса Монтессори является не в том смысле, что ему нужно беспрекословного подчиняться, а в том, что своим поведением, мудростью и справедливостью он заслуживает у ребят этот авторитет.
«Чтобы завоевать авторитет, педагог должен быть красив, энергичен, выразителен, красноречив». (М. Монтессори)
Уважение, искренний интерес, принятие – эти проявления во взаимоотношениях учитель – ученик в Монтессори классе, несомненно «работают» на то, что учитель может стать своим ученикам другом.
Какие особенности в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ? Есть ли сложности при сдаче этих экзаменов?
Выпускники нашей школы успешно справляются со сдачей государственных экзаменов. Для тех учеников III ступени, которые соответствуют 9-му классу обычной школы, мы организуем дополнительные групповые занятия, примерно 7 часов в неделю, чтобы помочь ребятам адаптироваться к форме аттестации. Мы знакомим их с примерами тестовых заданий, пишем тренировочные работы, инсценируем экзаменационную ситуацию — все это направлено на то, чтобы снизить у ребят экзаменационный стресс и помочь показать свои лучшие результаты.
По содержательной части итоговой проверки знаний мы уверены в учениках и не видим трудностей.