Авторы опросника: Москвичева Анна, зам. директора МшМ, Брагина Ирина
Дата проведения: 8−15 апреля 2020 года
Участники: 97 учеников 1−9 класса
«Всё не так, как было» (Оля, 1 класс)
Первый вопрос, на который мы попросили ответить учащихся, касался общего впечатления от обучения в новых условиях (Диаграмма 1).
Во всех ступенях большинство учеников (от 55 до 90%) отмечают, что дистанционное обучение, с одной стороны, дает новые возможности, а с другой — обладает рядом недостатков. Такое объективное, цельное восприятие школьниками нового формата обучения говорит об их большом адаптационном ресурсе. Более того, 27 ребят (около 30% ответивших) оптимистично восприняли изменение ситуации обучения. Доля детей, которым понравилось обучение на дому, растет от класса к классу. Это означает, что учиться удаленно больше нравится школьникам средних и старших классов, но это вполне предсказуемая, ожидаемая картина адаптации.
Ученикам многое понравилось в новом формате обучения: «не надо рано вставать и ехать в школу», «не надо выходить на улицу, ведь там вирус», «что учимся», «задания в Яндекс-учебнике», «знакомиться с интернетом», «задания можно делать в любое время», «уютно», «так легче работать», «все нравится», «много интересных заданий», «нравится формат электронного дневника».
Помимо преимуществ, непосредственно связанных с новыми условиями обучения, дети давали ответы, которые можно охарактеризовать как рефлексивные, оценивающие изменившийся учебный процесс в целом, и свои собственные изменения: «нравится, что все учителя придумали, как эту ситуацию сделать легче детям», «Я более организован. И я, получается, больше читаю, ведь там нужно каждый раз читать описания к заданию», «поначалу очень непривычная система проведения занятий, потом освоилась», «когда ты высыпаешься, никуда не торопишься и спокойно начинаешь учебный день, ты лучше концентрируешься на своей работе, то есть нравится работа именно дома».
Из недостатков дистанционного обучения чаще всего упоминается работа за компьютером — ее много, от чего приходит усталость, общение только через экран, «а хочется общаться вживую». Также ученики отмечают перебои со связью, трудности учебного процесса: «всё не так, как было», «не нравится, что много заданий», «сложно разбираться со всеми программами, входами, ссылками», «тяжело понимать через компьютер».
Ребята отмечают и более глубокие изменения в своей учебной деятельности: «продуктивность сильно падает», «я отвлекаюсь, всё время хочется посидеть с кошкой или мягкой игрушкой», «свободная работа даётся сложнее», «очень устаю и нет такой тяги к учению, которая была в школе», «сложнее коммуницировать с учителями», «приходится держать в голове кучу информации по тому, где, что лежит и приходится переводить бумажные задания в цифровые. Сложнее сосредоточится».«Между радостью и грустью» (Дима, 4 класс)
Далее, мы спросили детей о чувствах и состояниях в связи с переходом на обучение в домашних условиях. Распределение ответов представлено в Диаграмме 2.
Наиболее частое состояние у школьников при обучении дома за компьютером — усталость: от долгого сидения, от выполнения заданий перед экраном, от совмещения учебы и дополнительных занятий онлайн, от однообразной обстановки. Причем, дети могут одновременно испытывать и радость, и интерес, и усталость.
Позитивные эмоции, доля которых велика в учебном процессе, учащиеся поясняют так: «интересно делать уроки», «очень много интересного и увлекательного», «интересный опыт! Всё нормально, удобно», «мне нравится учиться дома», «мне нравится, что у нас такой формат, он меня вдохновляет вставать раньше и делать какие-то вещи», «Удобно. Доступно. Быстро».
Всего несколько ребят грустят, обучаясь дома, объясняя это так: «не хватает живого общения с учителями и друзьями», «нормально. Между радостью и грустью», «смешанные ощущения, возможно даже неприязни», «всё время одна обстановка».«Скучаю по живому общению» (Даша, 8 класс)
Предполагая, что новый формат удаленного общения окажется непривычным для большинства учеников, мы задали им вопрос о том, насколько удобно школьникам общаться друг с другом (Диаграмма 3).
Посмотрим, как в изменившихся условиях общаются первоклассники. Их ответы указывают на то, что им не комфортно, тяжело общаться дистанционно, они испытывают дефицит привычного, «контактного» общения в среде Школы. Вот как они это описывают: «стесняюсь», «не люблю общаться через чат», «много ерунды пишут друзья в чате», «не удобно и не интересно онлайн».
Примерно такая же, чуть менее острая, ситуация наблюдается у учеников 2−6-го классов. И только старшеклассники оказались во многом готовыми к дистанционному общению. Почти половина ребят полностью удовлетворены качеством удаленного общения, другой половине хочется больше живого общения, но тем не менее сложностей в дистанционном общении не испытывают.«Получается всё в общем неплохо» (Федя, 1 класс)
Нам также важно было узнать, получается ли у ребят учиться из дома, насколько они чувствуют себя самостоятельными в этом процессе, какая помощь им необходима (Диаграмма 4).
И снова мы видим, как ответы первоклассников отличаются от ответов более старших учеников. Разительное отличие наблюдается даже с учениками 2 и 3 классов, которые чувствуют себя намного увереннее в учебном процессе. Первоклассники часто не понимают, что, где и когда нужно делать за компьютером, и без помощи родителей обойтись не могут. Ученики 2 и 3 класса все еще обращаются за помощью к родителям, но для более старших школьников это уже не характерно. Учащиеся второй и третьей ступени скорее обратятся за помощью к учителю, чем к родителю.«Полёт нормальный!» (Миша, 3 класс)
В заключение опроса мы предложили ученикам написать, что могло бы сделать их обучение лучше. Полученные ответы были сгруппированы следующим образом:
- Предложения по учебному процессу: «побольше заданий в Яндекс-учебнике», «после устного объяснения материала хорошо прочитать об этом на геткурсе», «чтобы между занятиями были короткие перерывы, чтобы все занятия были сгруппированы, а потом, уже после них, цельная свободная работа», «чтобы был комплекс физических упражнений».
- Организация взаимодействия: «чтобы было время для интересных игр, чтобы каждый мог предложить игру, и каждый мог бы поучаствовать или отказаться», «сделать ещё одну конференцию для общения с одноклассниками!!!», «больше групповых работ и викторин», «работать в паре с другом».
- Сокращение времени за компьютером: «больше распечатывать заданий, а не делать с монитора», «чтобы среда была по-настоящему выходным днем», «некоторые уроки сделать так, чтобы ученик мог работать не перед экраном и не ставить уроки подряд».
- Всё устраивает: «все в порядке. Можно не менять», «все хорошо», «всё хорошо. Полёт нормальный!!», «мне и так хорошо! Спасибо учителям!», «мне все нравится», «честно, я вообще без понятия что можно изменить в лучшую сторону, все вроде довольно хорошо организовано. Просто мне надо немного привыкнуть», «меня в принципе всё устраивает, а то, что нет — скорее зависит от самого формата и моего настроя».
- Желание вернуться в стены МшМ: «хочу в школу!!!», «хочу, чтобы мы обучались в школе, а сейчас были бы каникулы», «мне нужна школа и её атмосфера», «было бы хорошо, если бы быстрее открыли школу!».
Результаты опроса показали, что процесс адаптации к новым условиям обучения у учащихся МшМ идет по-разному. Можно предположить, что успешность адаптации зависит от ступени обучения, хотя есть и индивидуальные особенности привыкания к новому формату. Учащиеся средних и старших классов, в основном, уверенно начали обучение в удаленном режиме, продемонстрировав навыки учебной самостоятельности, приобретенные в монтессори-среде Школы. Ученикам начальной школы, и особенно первоклассникам, сложнее активно и самостоятельно включиться в обучение с применением дистанционных технологий. Они еще не обладают в должной мере навыками целеполагания, планирования, самоконтроля и самооценки. Все эти процессы в школе сопровождает учитель, а при дистанционном обучении организационные функции ложатся на родителей. Педагогический коллектив МшМ разрабатывает способы построения самостоятельной учебной деятельности всех учеников. Один из первых и важных шагов в этом направлении может быть связан с совершенствованием навигации обучения на образовательных платформах, что поможет школьникам лучше ориентироваться в расписании занятий, ставить перед собой адекватные учебные цели, удерживать и достигать их.
© Брагина Ирина Вячеславовна. При использовании обязательны ссылка на источник и соблюдение правил цитирования.